Дивиденды по акциям НМТП ао в 2021 — размер и дата закрытия реестра


Дивидендная политика

Действующая редакция принята 11.09.2007, изменений не вносили. Базой для расчета дивидендов НМТП служит чистая прибыль по стандартам МСФО, конкретный коэффициент выплат не закреплен. Процент прибыли, распределяемой между акционерами, сильно колеблется.

При определении его размера генеральный директор предоставляет обоснования по каждому направлению планируемого расходования средств.

Принципы дивидендной политики:

  • соблюдение прав и интересов держателей акций;
  • повышение капитализации, ликвидности и инвестиционной привлекательности НМТП;
  • прозрачность расчетов.

Решение о выплате дивидендов НМТП принимают на годовом общем собрании акционеров на основании рекомендаций совета директоров. Учитывают следующие факторы:

  • чистую прибыль;
  • рентабельность собственного капитала и активов;
  • платежеспособность и финансовую устойчивость;
  • коэффициент заемного капитала;
  • достаточность собственных оборотных средств;
  • обеспечение приоритетных направлений развития в рамках инвестиционной политики.

Условия выплаты дивидендов НМТП:

  • нет законодательных ограничений;
  • поддержание требуемого уровня финансового состояния общества;
  • наличие чистой прибыли.

Все дивиденды компании за последние 10 лет

За какой годПериодПоследний день покупкиДата закрытия реестраРазмер на акциюДивидендная доходностьЦена акции на закрытииДата выплаты
201924 июл 202028 июл 202012М 20191,35 ₽12,59%11 авг 2020
201821 июн 201925 июн 201912М 20180,5 ₽6,44%9 июл 2019
20184 янв 20199 янв 20199М 20180,2648 ₽3,82%23 янв 2019
20175 окт 20189 окт 20186М 20180,519216 ₽7,43%23 окт 2018
201625 мая 201729 мая 201712М 20160,7788237 ₽10,09%12 июн 2017
201512 сен 201614 сен 20166М 20160,467 ₽9,63%28 сен 2016
20151 июл 20165 июл 20163М 20160,0519216 ₽1,23%19 июл 2016
20149 июл 201513 июл 201512М 20140,2336 ₽12,29%27 июл 2015
20137 июл 20149 июл 201412М 20130,023364 ₽1,04%23 июл 2014
201228 апр 201328 апр 201312М 20120,02362 ₽0,8%10 мая 2013
201125 апр 201225 апр 201212М 20110,0235 ₽0,74%9 мая 2012
201011 мая 201111 мая 201112М 20100,023 ₽0,69%25 мая 2011
200919 апр 201019 апр 201012М 20090,125 ₽2,21%3 мая 2010

Сделка с задержкой

ПАО «НМТП» владеет портами в Новороссийске, Приморске и Балтийске, занимает третье место в Европе по грузообороту. Сделка была завершена на фоне уголовного преследования продавцов — владельцев «Суммы» братьев Зиявутдина и Магомеда Магомедовых. «Транснефть» планировала сделку ещё в феврале 2021 года, когда Федеральная антимонопольная служба одобрила продажу пакета акций «Суммы». Но переговоры приостановили из-за ареста Магомедовых. Их обвиняют в хищении 2,5 млрд рублей из федерального и регионального бюджета и организации преступного сообщества.

Сразу же после объявления сделки аналитики поспешили отметить, что сумма, которая заплатила «Транснефть», почти вдвое выше стоимости акций на бирже на момент сообщения. Вечером 8 октября капитализация НМТП на Московской бирже составила 124,3 млрд рублей, доля Магомедовых стоила 31,14 млрд рублей, или около 467 млн долларов. «Цена выглядит очень странной, потому что капитализация компании, исходя из цены акций на рынке, вдвое ниже суммы сделки. Вполне возможно, что изначальная договорённость предусматривала фиксированную сумму, и основные рамки сделки были известны уже в феврале-марте 2021 года», — говорит аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев.

Управляющая активами Зиявудина Магомедова Лейла Маммедзаде, экс-глава группы «Сумма», которая закрывала сделку, назвала в интервью РБК стоимость акций НМТП «справедливой и правильной», учитывая значительный потенциал роста стоимости актива, а нового основного акционера — естественным владельцем. Она также подтвердила, что сделка была практически завершена в марте 2018 года, когда братья Магомедовы попали под арест. Но в итоге сделку закрыли с исходными условиями, оговоренными ещё в марте. Сам разговор о продаже начался в 2021 году, когда перед портом была поставлена задача перевода всех акционеров в российскую юрисдикцию.

«На мой взгляд, сделка вполне рыночная, учитывая ту инфраструктуру, которую приобретает “Транснефть”», — отмечает директор отраслевого агентства Infranews Алексей Безбородов. «Сумма сделки могла быть и больше, потому что это крупнейший инфраструктурный объект в России», — считает генеральный директор INFOLine Иван Федяков.

«Сумма» и «Транснефть» купили кипрскую Novoport Holding у ряда крупных предпринимателей в 2011 году. Сумма сделки тогда не раскрывалась, но, по данным «Ведомостей», она составила 2,5 млрд долларов США, правда, чистые затраты могли остаться на уровне 350 млн долларов, так как накануне совместный офшор «Суммы» и «Транснефти» Omirico Ltd продал НМТП Приморский порт за 2,153 млрд долларов. В 2013 году между «Суммой» и «Транснефтью» начались корпоративные конфликты. Обе стороны публично обвиняли друг друга в несоблюдении паритета в совете директоров и в развитии портов в интересах только одного из акционеров. В 2015 году «Сумма» и «Транснефть» собирались разделить активы на «сухие» и «наливные», но в корпоративный конфликт ввязался государственный акционер в лице «Росимущества» и стороны отказались от взаимных претензий.

Теперь же «Транснефть» является контролирующим собственником НМТП. Совокупно компании принадлежит 60,6% акций (10,5% акций «Транснефть» владеет через свою «дочку» «Транснефть-сервис», 50,1% — через кипрский офшор). Ещё 20% акций принадлежит Росимуществу, оставшееся — у миноритариев. В компании уже заявили, что «Транснефть» переведёт структуру собственников НМТП под российскую юрисдикцию.

«Транснефть» пока не планирует предъявлять обязательную оферту миноритариям. «Действительно, на данном этапе “Транснефть” может избежать выставления обязательной оферты, так как сделка заключена на офшорном уровне, и на неё не распространяется действие российского корпоративного права. Однако если “Транснефть” переведёт Novoport Holding — офшор, которому принадлежит 51 процент акций Группы НМТП, обратно в Россию, то он может быть признан аффилированным с “Транснефтью”, что станет триггером для оферты», — комментирует аналитик «Атон» Александр Корнилов.

Доходность акций

НМТП крупных дивидендов не платил. Это связано с покупкой в 2011 порта в Приморске (Балтийское море). Свободные средства направляли на погашение долга. До 2012-го больше 0,2 руб. на акцию не начисляли.

Самыми щедрыми в плане доходности стали 2015 и 2021 годы, хотя в абсолютном значении выплаты были меньше. Между акционерами распределили 90 % свободного денежного потока. В 2021 на дивиденды НМТП планировал направить $ 150 млн, но помешали судебные тяжбы.

ГодДоходность, %
201910,20 %
20187,40 %
201710,10 %
201610,80 %
201512,30 %
20141,00 %
20130,80 %
20120,74 %
20110,69 %
20102,21 %

В 2019-м выплатили одни из самых щедрых дивидендов. По прогнозам экспертов, в 2020-м будет еще лучше. Бизнес НМТП в последние годы не растет, но финансовое положение стабильное за счет погашения валютных долгов.

С вырученных от продажи Новороссийского зернового терминала 35,5 млрд руб. на дивиденды НМТП направит 10 млрд руб. Выйдет не менее 0,54 руб. на акцию (6,8 %) без учета доли чистой прибыли, которую также направят на выплаты.

Поскольку основным акционером стала Транснефть, то дивидендная политика может измениться. Вероятно, будет закреплен уровень выплат 50 % от чистой прибыли по МСФО. В ближайшее время презентуют обновленную стратегию развития НМТП, и все станет ясно. По позитивным прогнозам, в 2020-м на акцию выплатят 1,09 руб.

    Группа НМТП

    Группа НМТП является ведущим стивидорным оператором в России и занимает третье место среди европейских портов по объему грузооборота. Группа НМТП насчитывает девять стивидорных компаний различной специализации, которые ведут свою деятельность в портах Азово-Черноморского и Балтийского бассейнов.

    В состав Группы НМТП входят два крупнейших по грузообороту порта России — Новороссийск на Черном море и Приморск на Балтийском море, что обеспечивает ей лидирующие позиции на российском рынке стивидорных услуг.

    Порт Новороссийск является крупнейшим портом Азово-Черноморского бассейна (АЧБ) и России.

    В 2021 году грузооборот порта Новороссийск составил 93,8 млн. тонн (без учета объемов КТК), в том числе Группа НМТП 85,1 млн. тонн. На долю компаний Группы НМТП приходится 31,2% от грузооборота всех портов Азово-Черноморского бассейна (по данным АСОП).

    Приморск является шестым по грузообороту портом России (53,5 млн. т в 2021 году) и занимает третье место среди портов Балтийского бассейна. Входящая в Группу НМТП переваливает 100% грузов в порту Приморск (по данным АСОП).Вторым портом Группы на Балтике является контейнерный терминал ООО «Балтийская стивидорная компания» в порту Балтийск Калининградской области, который в 2018 году обработал 70% всего контейнерооборота Калининградской области, что составило 194 тыс. TEU (1,3 млн. т).

    Порт Новороссийск

    Порт расположен в восточной части Черного моря на берегу Новороссийской (Цемесской) бухты.

    Конкурентные преимущества порта Новороссийск:

    · Выгодное географическое положение. Порт расположен на пересечении международных транспортных коридоров, связывающих Россию со Средиземноморьем, Ближним Востоком, Африкой, Южной и Юго-Восточной Азией, Северной и Южной Америкой;

    · Единственный глубоководный порт на юге России. Группа НМТП эксплуатирует наиболее глубоководные в регионе СНГ и Балтии морские причалы: максимальная глубина нефтеналивных причалов – 24,5 м; причалов для перевалки навалочных, генеральных и контейнерных грузов – 14,5 м;

    · Благоприятные природные условия. Незамерзающая Цемесская бухта обеспечивает круглогодичную работу, а существующие в порту укрепительные сооружения и волнорезы служат достаточной защитой для объектов в порту, позволяя минимизировать время вынужденных простоев по причине погодных условий;

    · Наличие достаточного количества крытых и открытых складских площадок;

    · Высокая степень оснащенности современным перегрузочным оборудованием;

    · Развитая автомобильная, железнодорожная и трубопроводная инфраструктура;

    · Универсальность активов, позволяющая оперативно реагировать на изменение конъюнктуры российского и мирового рынка грузоперевозок.

    Порт Приморск

    Порт расположен на материковой части пролива Бьёркезунд Финского залива Балтийского моря.

    Конкурентные преимущества порта Приморск:

    · Крупнейший порт по перевалке нефти и нефтепродуктов в Северо-Западном регионе России. Порт является конечной точкой Балтийской трубопроводной системы, по которой осуществляется транспортировка нефти с месторождений Тимано-Печерского, Западно-Сибирского и Урало-Поволжского районов России;

    · Современный и перспективный транспортный узел на Северо-Западе России. Порт построен в 2001-2005 годах, и как следствие не требующий больших затрат на капитальный ремонт и реконструкцию;

    · Выгодное географическое положение. Порт расположен вблизи стран Западной и Северной Европы на пересечении европейских внешнеторговых и транзитных грузопотоков;

    · Благоприятные природные условия обеспечивают возможность круглогодичной эксплуатации порта и навигации с коротким периодом ледовой проводки;

    · Естественные глубины.

    · Максимальная глубина у причалов составляет 17,8 м;

    · Собственный флот.

    Порт Балтийск

    Порт расположен на берегу Балтийского пролива, соединяющего Калининградский (Вислинский) залив с Балтийским морем, на входе в Калининградский морской канал, который служит для прохода судов из Балтийского моря в Калининградский морской порт.

    Конкурентные преимущества порта Балтийск:

    · Выгодное географическое положение. Порт расположен в центре Балтийского моря вблизи стран Западной и Северной Европы;

    · Естественные глубины. Порт расположен на входе в Калининградский морской канал в его глубоководной части, что позволяет принимать крупнотоннажные суда с разрешенной проходной осадкой 9,2 м;

    · Благоприятные природные условия. Незамерзающая акватория обеспечивает круглогодичную эксплуатацию порта. В отличие от портов г. Калининграда расположение у выхода в отрытое море создает благоприятные навигационные условия для линейного судоходства, так как исключается необходимость проводки судов по Калининградскому морскому каналу;

    · Наличие достаточного количества складских площадок;

    · Развитая транспортная инфраструктура. Порт обладает развитой сетью транспортных коммуникаций с Европейской частью России и странами Центральной и Восточной Европы, в том числе возможностью отправки грузов по железной дороге с российской и европейской колеей. Прямое автомобильное сообщение с Калининградом существенно ускоряет доставку грузов.

Как приобрести акции и получать дивиденды

Обыкновенные акции НМТП торгуются на Московской и Лондонской биржах (1 лот – 100 акций). Приобрести ценные бумаги можно только через лицензированного брокера путем заключения договора. Брокер самостоятельно удержит 13 % НДФЛ, декларацию заполнять не придется. Стоит принимать во внимание комиссию брокера и биржи, которые снижают итоговую доходность.

Лучшие брокеры

Список лицензированных брокеров, заслуживающих доверия:

Надежные российские брокеры

НазваниеРейтингПлюсыМинусы
Финам8/10Самый надежныйКомиссии
Открытие7/10Низкие комиссииНавязывают услуги
БКС7/10Самый технологичныйНавязывают услуги
Кит-Финанс6.5/10Низкие комиссииУстаревшее ПО и ЛК

Предупреждение о Форекс и БО

Мнение эксперта

Владимир Сильченко

Частный инвестор, эксперт по фондовым рынкам и автор блога «Капиталист»

Задать вопрос

С реальными активами (акциями НМТП) работа идет только на биржах. Бинарные опционы и игра на Форекс (контракты на разницу цен) – высокорисковая торговля, приводящая в 80 % случаев к потере вложенных средств. Целесообразно держаться подальше от таких способов заработка.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]