Инвестиционная деятельность является залогом эффективного развития экономики на любом уровне. Непременным условием осуществления инвестиций является наличие свободных денег, которые инвестор готов вкладывать в какой-либо проект. Такие денежные средства и представляют собой источники инвестиций. В современном мире их существует огромное количество.
Для четкого восприятия инвестором сложившейся экономической ситуации была придумана классификация, которая позволила структурировать все возможные источники финансирования инвестиций.
Понятие
Источники инвестирования являются финансовыми активами, которые по желанию их владельца в дальнейшем могут вкладываться в выбранные инвестиционные объекты. Они могут представлять собой не только денежные средства. В эту же категорию можно отнести имущество, а также интеллектуальную собственность.
Необходимо отметить, что основным источником инвестиций является чистая прибыль или собственные свободные средства инвестора. Для физического лица это будет доход от основного вида деятельности. Для компании разница между совокупным доходом и существующими издержками. Для государства бюджетные средства, полученные от налогов и сборов.
Проблема состоит в том, что собственные средства всегда ограничены. Этих денег может не хватать на осуществление инвестиций в необходимых объемах. Чтобы выйти из такой ситуации, инвестор вынужден привлекать для инвестирования заемные деньги.
Управление реальными инвестициями
Только грамотное управление реальными инвестициями определяет успех, результативность работы предприятия, бизнеса. Сейчас мы рассмотрим основные этапы, методы управления реальными инвестициями, обеспечивающие максимально эффективное финансирование.
Анализ
В первую очередь проводится детальный анализ финансирования. Анализируется реальное состояние инвестирования за определённый предшествующий период работы. Политика управления реальными инвестициями предполагает тщательное изучение уже имеющегося опыта. Важно оценить степень инвестиционной активности компании, а также определить степень эффективности, результативности программ, которые уже были начаты, завершены на предшествующем этапе работы. Проходит анализ в несколько этапов. Управление реальными инвестициями должно быть основано на объективности:
- Сначала исследуют динамику финансирования в рост реальных активов, а также процент реального финансирования в объёме общих вложений предприятия.
- Затем исследуется уровень эффективности отдельных программ финансирования, степень их успешной реализации.
- Потом важно выяснить, насколько выполнены прошлые программы инвестирования. Нужно определить точный объём вложений, которые необходимы для завершения программ.
- На четвёртом этапе, завершающем, проводится анализ эффективности программ финансирования, которые уже завершены. Выясняется, насколько они соответствуют планируемым показателям на стадии эксплуатации.
Определение форм финансирования
Точно выясняются конкретные формы реального инвестирования. Важно безупречно точно использовать имеющиеся виды финансирования. Их выбирают, учитывая конкретные сферы инвестиционной работы компании, которые становятся базой для расширения оборотных, нематериальных активов.
Необходимо уделить внимание статистике, динамике деятельности предприятия. Если речь идёт о нематериальном объекте вложений, нужно дать грамотный анализ его перспективности как источника прибыли.
Уточнение полного объёма реальных инвестиций в заданном периоде деятельности
Специалисты определяют оптимальный размер инвестиций. Большое значение будет иметь тот объём прироста ключевых средств предприятия, который запланирован на данный период. Обязательно учитывают динамику роста объёма вложений, которые ещё не завершены.
Выбор конкретных инвестиционных проектов
Грамотная политика управления реальными инвестициями также базируется на точном подборе конкретных инвестиционных программ, которые должны полностью соответствовать формам, целям реального финансирования. Создаются подробные бизнес-планы. Когда проект финансирования небольшой, план тоже может быть кратким, но с обязательным освещением всех ключевых пунктов.
Специалисты исследуют актуальные предложения на рынке финансирования, рассматривают перспективы покупки активов, выбирают инвестиционные объекты с большим потенциалом, осуществляют тщательную проверку всех отобранных инвестиционных объектов.
Оценка эффективности проектов
Когда уже выбраны инвестиционные проекты, необходимо оценить максимально объективно их эффективность. Обязательно учитываются все факторы риска, которые нужно предварительно определить. Основной критерий оценки – обеспечение роста рыночной цены компании. Также важно проверить, насколько уровень каждого проекта соответствует степени планируемой доходности.
На данном этапе обязательно выявляют все риски, которые могут сопутствовать реальному инвестированию в целом. Роль такого анализа очень велика, поскольку финансирование зачастую связано с вложением капиталов в инвестиционные объекты в серьёзных объёмах. Если заранее не учесть все риски, может резко упасть платёжеспособность предприятия. Когда привлекается заёмный капитал, это тоже ведёт к риску уменьшить финансовую стабильность компании. Важно заблаговременно рассчитать, как могут повлиять риски инвестирования на финансовую стабильность, платежеспособность, доходность предприятия.
Формирование программы реальных инвестиций
Очень большое значение имеет грамотное формирование программы реальных инвестиций. Оцениваются все проекты, после чего их распределяют в зависимости от ликвидности, риска, уровня доходности, а также соответствия ключевым целям финансовой политики компании. Учитываются объективные ограничения, то есть возможный объём формирования ресурсов инвестирования, общий объём заданного реального финансирования. Планируется рост рыночной цены предприятия.
Отлично, если формирование программы реальных инвестиций прошло хорошо, она соответствует ключевым целям работы предприятия и учитывает все риски. Тогда она не будет нуждаться в оптимизации. Но сразу добиться эффективности программы удаётся не всегда. В таком случае отдельные части изменяются в зависимости от разных факторов, выявившихся в процессе реализации проекта.
Реализация проектов, программы инвестирования
Наступает этап реализации отдельных проектов и программы инвестирования в целом. Вот ключевые инструменты, с помощью которых реализуются программы, проекты, весь инвестиционный план предприятия в общем:
- календарный график проекта;
- капитальный бюджет;
- схема финансирования.
В календарном графике обязательно определяются все ключевые периоды, когда необходимо проводить заданные виды работ. Всё делается на основе функциональных обязанностей, которые определены в контракте.
Капитальный бюджет рассчитывается чаще всего на один год. В нём отражают поступления, расходы, которые связаны с реализацией конкретного инвестиционного проекта.
В схеме финансирования прописывают финансовую базу.
Если вы собираетесь вкладывать средства в конкретное предприятие, стоит оценить уровень аналитической работы, общую динамику деятельности, перспективность их плана финансирования.
Контроль реализации инвестиционной программы
Затем, когда вся основная работа уже проведена, обязательно осуществляют постоянный контроль исполнения проекта, всех его задач. Данный этап управления реальными инвестициями тоже крайне важен для реализации программы, поддержания доходности, роста рыночной стоимости предприятия.
Классификация и виды
В настоящее время экономическая наука выделяет один основной способ, позволяющий классифицировать денежные средства, направляемые инвестором в различные проекты. Он справедлив, объективен и имеет право на существование. Источники инвестиций бывают:
- внутренние (собственные);
- внешние (они делятся на заемные и привлеченные).
Естественно, инвестору выгоднее всего распоряжаться собственными внутренними активами. Чаще всего за пользование внешними источниками финансирования инвестиций чаще всего приходится платить. Они крайне редко могут быть безвозмездными. Давайте рассмотрим все перечисленные разновидности более подробно.
Выводы
В условиях высокой неопределенности и турбулентных явлений в национальной и мировой экономиках скорость принятия стратегических решений, вывода новых продуктов на рынок и защита продукции являются определяющими для долгосрочного существования и развития компании, поэтому важно знать и использовать все возможные способы увеличения и защиты активов, а также обеспечения достаточного для компании уровня оборотного капитала.
Источник: журнал «Управленческий учет и финансы», №1 2020 г.
Внутренние источники
Внутренние источники финансирования инвестиций различаются на микроэкономическом и макроэкономическом уровне.
Для государства это прежде всего средства бюджета. Они формируются за счет уплаты налогов, сборов, пошлин, доходов от государственного имущества, платных услуг и государственных предприятий. Для лучшего понимания данного вопроса рекомендуем вам прочитать статью «Инвестиционная политика России».
Кроме того, на конкретный уровень внутренних источников инвестирования в масштабах государства оказывают влияние:
- сбережения населения и коммерческих компаний – потенциальные инвестиционные средства от частных инвесторов;
- накопления страны – в виде разнообразных резервных фондов.
На уровне компании к внутренним источникам осуществления инвестиций можно отнести:
- чистую прибыль;
- средства уставного капитала;
- выпуск ценных бумаг;
- амортизационные отчисления.
Чистая прибыль редко является основным источником инвестиций. Как показывает практика, ее объемов практически никогда не хватает на реализацию серьезных инвестиционных проектов. Редкая компания может похвастаться тем, что ей полностью хватает размеров полученной чистой прибыли для осуществления полноценной инвестиционной деятельности.
Уставный капитал представляет собой сумму денежных средств, которые изначально были инвестированы учредителями компании для нормального обеспечения ее уставной деятельности. Его величина в результате хозяйственной деятельности по согласованному решению всех учредителей может быть уменьшена либо увеличена. Данный факт обязательно должен найти свое отражение в учредительных документах. По решению учредителей компании средства, формирующие ее уставный капитал, могут расходоваться на инвестиции.
Выпуск компанией ценных бумаг. Этот способ собственного финансирования инвестиционных проектов во всем мире играет колоссальную роль. Это утверждение особенно справедливо для крупных компаний с именем. В то же время в нашей стране он находится на стадии активного становления. Этот источник инвестиций формируется за счет выпуска облигаций и акций, приобрести которые могут как физические, так и юридические лица.
Амортизационные отчисления. Так называются денежные средства, которые систематически должны выделяться для замены изношенной части производственных фондов. В России в современных экономических условиях данные амортизационные отчисления не играют серьезной роли ввиду их незначительного объема и значительных темпов инфляции.
Бюджетное финансирование
В условиях плановой экономики бюджетное финансирование использовалось довольно широко, при этом источник представлялся бесплатным, почти бесконтрольным. В условиях рыночной экономики данный источник стал почти недоступным хозяйствующим субъектам. Этот вопрос следует рассматривать в широком смысле. Государство сосредоточивает в своих руках значительные финансовые ресурсы и за их счет оно должно обеспечивать своим гражданам образование и медицинскую помощь, социальное жилье, пенсии и другие социальные расходы, обороноспособность страны, правоохранительные органы, охрану окружающей среды, строительство дорог и т.д.
Вопросы государственных расходов на достаточном уровне разработаны зарубежными учеными-экономистами. Среди них Дж. Кейнс, Дж. Стиглиц, Н. Барр, А.Вагнер, А.Пикок, Дж.Вайзман и др. Ими доказано, что государство должно вмешиваться в экономику, для чего обоснованы причины. Одной из них это из микроэкономической теории провалы рынка (экономическая неэффективность) и неравенство (несправедливость) при рыночном распределении доходов. Весьма убедительны доказательства об объективной необходимости роста государственных расходов, обоснованы теории и модели. Доказательства одних сконцентрированы на макроуровне экономики, других на микроуровне как «производителя» общественных благ со своей производственной функцией, факторами производства и т.п.
Так, А. Вагнер, объяснивший рост государственных расходов в экономике, доказал, что по мере трансформации трансформации традиционного общества в общество индустриальное происходит значительный сдвиг от производства в домашнем хозяйстве к производству в государственном секторе. Многие блага и на уровне домохозяйства-образование, медицинская помощь, уход за детьми, престарелыми и инвалидами-теперь должны обеспечиваться государством. Процесс урбанизация требует значительных государственных расходов (строительство жилья, дорог, общественный транспорт).
А. Пикок и Дж. Вайзман обосновали теории эффект замещения и эффект инспекции. Суть первой заключается : в кризисные для общества годы (войны, социальные катаклизмы и т.д.) требуются более значительные государственные расходы, чем в мирное время, и эти возросшие расходы замещают частные расходы. Суть второй теории: по окончании кризисных периодов совокупные государственные расходы не сокращаются, а продолжают расти, т.е. продолжается финансирование программ в «расширенном» варианте.
На рост государственных расходов влияют многочисленные факторы, в том числе трансфертные выплаты, интересы лоббистов, социальные интересы. фискальные интересы и т.д.
Проблем в области государственных расходов множество: как их постоянно увеличивать, (либо увеличивать бюджетный дефицит, либо повышать налоги), большей централизации расходов или децентрализации.
Разработанные теории государственных расходов нашли свое развитие в работах российских экономистов В.С. Занадворова, М.Г. Колосницыной, В.М. Родионовой, Г.Б. Поляк и др.
Государственные расходы выражаются в финансировании государственных учреждений, организаций и предприятий, государственных закупках в частном секторе экономики, в финансировании отдельных отраслей экономики, финансировании программ социального страхования и социальной помощи, в обслуживании государственного долга.
Определены правила предоставления бюджетных средств хозяйствующим субъектам в следующих случаях:
- финансирование нужд хозяйствующих субъектов общественного сектора;
- поддержка предпринимательской деятельности, имеющей социальное значение;
- целевые бюджетные кредиты с условием возвратности с соответствующими процентами;
- гранты и дотации – безвозмездные высокоэффективные проекты, выдержанные на конкурсной основе и имеющие значение для региона;
- долевое участие государственных органов в реализации проекта совместно с коммерческими структурами;
- льготы-гарантии по кредитам, получаемым от коммерческих банков;
- в случае невозврата их государство возвращает кредит ссудодателям;
- финансирование закупок товаров и услуг, государственных заказов, производящих их организациям.
Так, в 2007 г. прирост ассигнований из федерального бюджета на национальную экономику составит почти 50% или в абсолютном выражении более 497,2 млрд. руб., или 9,1% всех расходов. Направление этих сумм можно сгруппировать на:
- финансирование общеэкономических вопросов, топлива и энергетики, исследование и использование космического пространства, водные ресурсы и лесное хозяйство – на их долю приходится 10,6% или от 1,6 до 2,8%;
- воспроизводство минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство, связь и информатика – 12,8%;
- транспорт – 37,2%, прикладные научные исследования в области национальной экономики – 12,1% и другие вопросы в области национальной экономики – 27,3%.
Характерной отраслью, подлежащей государственной поддержке, является сельское хозяйство. Здесь доходы работников в силу сложившихся условий низки, отрасль зависима от природно-климатических факторов, часто непредсказуемых, объем спроса и доходы всегда не стабильны, сильна конкуренция и т.д. С учетом всего этого по национальному проекту РФ предусмотрены разные меры по поддержке сельхозтоваропроизводителей. В этом свете важны утвержденные в конце 2006 г. постановлением Правительства РФ три Правила («Российская газета» от 24 января 2007) предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам: а) полученным в 2004-2007 годах сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями агропромышленного комплекса (включая сельскохозяйственные потребительские кооперативы) и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в российских кредитных организациях на срок до 5 лет, в том числе на закупку всех видов сельскохозяйственной техники отечественного производства и племенного скота, закладку многолетних насаждений и виноградников, строительство и реконструкцию животноводческих комплексов и предприятий по переработке льна и льноволокна: б) полученным в 2004-2007 годах сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями АПК и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в российских кредитных организациях на срок до 3 лет: в) полученным в 2006-2007 годах в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах членами этих кооперативов.
Из областного бюджета финансируются региональные целевые программы, как поддержка малого предпринимательства, мероприятия по развитию топлива и энергетики, сельского хозяйства (различные меры по развитию растениеводства и животноводства, мероприятия в области сельскохозяйственного производства, учреждения, обеспечивающие предоставление услуг в области животноводства, субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам в кредитных организациях); далее отдельные мероприятия в области развития лесного хозяйства, транспорта, прикладные исследования – это расходы по государственным контрактам по выполнению НИОКР; региональные целевые программы в виде строительства объектов общегражданского назначения (поступление нефинансовых активов).