Из данной статьи Вы узнаете:
- Сущность IPO
- Для чего нужно IPO?
- Этапы IPO
- Почему компании любят IPO?
- Недостатки IPO
- Известные IPO в истории
- ICO и IPO: в чем отличие?
Что такое IPO – определение термина
IPO – это аббревиатура английского термина Initial Public Offering, что дословно расшифровывается как «Первичное публичное предложение». В ходе IPO (читается как ай-пи-о) эмитент предлагает свои акции на покупку всем желающим – т.е. неограниченному числу лиц. Если говорить простыми словами, то IPO – это продажа акций на бирже в первый раз. Потом акции обращаются уже на вторичном рынке – на фондовой секции международной биржи.
Конечно, с бухты-барахты на IPO никто не выходит – этому процессу предшествует длительная подготовка + маркетинговая компания, чтобы создать ажиотаж и привлечь побольше покупателей. Плюс обычно привлекается несколько так называемых якорных инвесторов, которые приобретают большую часть размещаемых акций. Обычно таковыми выступают инвестиционные фонды, коммерческие банки, крупные частные инвесторы и т.д.
Выход на IPO – это уже совсем другой уровень компании. Она становится публичной – т.е. ее владельцами могут выступать буквально любые лица. Компания публикует свою отчетность в открытом виде и должна делиться прибылью со своими владельцами – то бишь акционерами. Разделение прибыли производится в виде дивидендов.
Почему компании любят IPO?
К достоинствам привлечения капитала через IPO относятся:
- компания получает бесплатные деньги, которые можно использовать для погашения задолженности перед другими кредиторами (это улучшит финансовые показания), улучшения производства или покупки новых разработок;
- компания приобретает конкретную рыночную стоимость, т.е. ее оценка производится по совсем другим параметрам;
- привлеченные деньги улучшают финансовые показатели – увеличиваются размеры собственного и добавочного капитала;
- под сами акции можно получить финансирование, если использовать их в качестве залога;
- с помощью пакета акций можно рассчитаться с кредиторами;
- с помощью опционов на акции можно рассчитываться с топ-менеджерами, мотивируя при этом их работать эффективнее (так как от дохода компании будет зависеть стоимость исполнения опциона);
- исключается рейдерский захват компании, так как контрольный пакет акций находится у собственников.
Простыми словами, IPO компании полезно – и для престижа, и для работы. Компания фактически переходит на качественно иной уровень. Если выложить свои акции на зарубежные рынки, то фирма может смело именоваться международной.
Задачи IPO
Для чего вообще проводят IPO и почему компании выгодно делиться прибылью с акционерами? (Ну тут небольшая оговорка: на самом деле далеко не все компании платят дивиденды – тот же Гугл, например, так и ни разу ничего не заплатил. Но цель покупки акций – это не только получение дивидендов, но и заработок на увеличении курса ценной бумаги.)
Главная цель IPO – это привлечение капитала, который можно использовать дальше для личного обогащения развития бизнеса и инвестиций.
Часто с помощью IPO увеличивают уставный капитал компании или производят докапитализацию банка (как сделал Тинькофф с помощью SPO – вторичного размещения акций).
Другие задачи:
- получение доступа к более дешевым заимствованиям – публичные компании получают кредиты на более выгодных условиях и пользуются большим доверием со стороны инвесторов при выпуске облигаций (следовательно, по бондам можно назначить меньший купон);
- привлечение квалифицированных сотрудников (в том числе с помощью опционов на акции или раздачи самих акций);
- увеличение ликвидности акций – чем крупнее эмиссия, тем больше акций оказывается в обращении, при маленьком free-float появляются проблемы;
- повышение престижа компании и бренда (куда уж без этого!);
- налаживание отношений с новыми партнерами, поставщиками и сбытчиками (с публичной компанией работать приятнее и интересней);
- защита от рейдерского захвата компании – чем больше акций в обращении и чем больше миноритариев, тем сложнее собрать достаточное число голосов.
Кроме того, рост числа активов позволяет компании более интенсивно развиваться, совершать сделки поглощений. Некоторые менеджеры после вывода компании на IPO и получения крупного пакета акций продают его на пике стоимости и обогащаются. Ну и не только менеджеры, но и инвесторы, естественно