Что такое IPO простыми словами: определение термина, история и рекорды0 (0)

IPO компании (читается как «ай-пи-о») – это аббревиатура от английского Initial Public Offering, что в переводе значит «Первое публичное размещение». Речь идет о размещении эмитентом ценных бумаг для открытой продажи. Организация, которая реализует IPO, в России именуется публичным акционерным обществом, на Западе – публичной компанией. Это означает, что данные акции может приобрести любой человек. При этом в нашей стране к IPO могут отнести и вторичное размещение, и дополнительную эмиссию.
Из данной статьи Вы узнаете:
  1. Сущность IPO
  2. Для чего нужно IPO?
  3. Этапы IPO
  4. Почему компании любят IPO?
  5. Недостатки IPO
  6. Известные IPO в истории
  7. ICO и IPO: в чем отличие?

Что такое IPO – определение термина

IPO – это аббревиатура английского термина Initial Public Offering, что дословно расшифровывается как «Первичное публичное предложение». В ходе IPO (читается как ай-пи-о) эмитент предлагает свои акции на покупку всем желающим – т.е. неограниченному числу лиц. Если говорить простыми словами, то IPO – это продажа акций на бирже в первый раз. Потом акции обращаются уже на вторичном рынке – на фондовой секции международной биржи.

Конечно, с бухты-барахты на IPO никто не выходит – этому процессу предшествует длительная подготовка + маркетинговая компания, чтобы создать ажиотаж и привлечь побольше покупателей. Плюс обычно привлекается несколько так называемых якорных инвесторов, которые приобретают большую часть размещаемых акций. Обычно таковыми выступают инвестиционные фонды, коммерческие банки, крупные частные инвесторы и т.д.

Выход на IPO – это уже совсем другой уровень компании. Она становится публичной – т.е. ее владельцами могут выступать буквально любые лица. Компания публикует свою отчетность в открытом виде и должна делиться прибылью со своими владельцами – то бишь акционерами. Разделение прибыли производится в виде дивидендов.

Почему компании любят IPO?

К достоинствам привлечения капитала через IPO относятся:

  • компания получает бесплатные деньги, которые можно использовать для погашения задолженности перед другими кредиторами (это улучшит финансовые показания), улучшения производства или покупки новых разработок;
  • компания приобретает конкретную рыночную стоимость, т.е. ее оценка производится по совсем другим параметрам;
  • привлеченные деньги улучшают финансовые показатели – увеличиваются размеры собственного и добавочного капитала;

  • под сами акции можно получить финансирование, если использовать их в качестве залога;
  • с помощью пакета акций можно рассчитаться с кредиторами;
  • с помощью опционов на акции можно рассчитываться с топ-менеджерами, мотивируя при этом их работать эффективнее (так как от дохода компании будет зависеть стоимость исполнения опциона);
  • исключается рейдерский захват компании, так как контрольный пакет акций находится у собственников.

Простыми словами, IPO компании полезно – и для престижа, и для работы. Компания фактически переходит на качественно иной уровень. Если выложить свои акции на зарубежные рынки, то фирма может смело именоваться международной.

Задачи IPO

Для чего вообще проводят IPO и почему компании выгодно делиться прибылью с акционерами? (Ну тут небольшая оговорка: на самом деле далеко не все компании платят дивиденды – тот же Гугл, например, так и ни разу ничего не заплатил. Но цель покупки акций – это не только получение дивидендов, но и заработок на увеличении курса ценной бумаги.)

Главная цель IPO – это привлечение капитала, который можно использовать дальше для личного обогащения развития бизнеса и инвестиций.

Часто с помощью IPO увеличивают уставный капитал компании или производят докапитализацию банка (как сделал Тинькофф с помощью SPO – вторичного размещения акций).

Другие задачи:

  • получение доступа к более дешевым заимствованиям – публичные компании получают кредиты на более выгодных условиях и пользуются большим доверием со стороны инвесторов при выпуске облигаций (следовательно, по бондам можно назначить меньший купон);
  • привлечение квалифицированных сотрудников (в том числе с помощью опционов на акции или раздачи самих акций);
  • увеличение ликвидности акций – чем крупнее эмиссия, тем больше акций оказывается в обращении, при маленьком free-float появляются проблемы;
  • повышение престижа компании и бренда (куда уж без этого!);
  • налаживание отношений с новыми партнерами, поставщиками и сбытчиками (с публичной компанией работать приятнее и интересней);
  • защита от рейдерского захвата компании – чем больше акций в обращении и чем больше миноритариев, тем сложнее собрать достаточное число голосов.

Кроме того, рост числа активов позволяет компании более интенсивно развиваться, совершать сделки поглощений. Некоторые менеджеры после вывода компании на IPO и получения крупного пакета акций продают его на пике стоимости и обогащаются. Ну и не только менеджеры, но и инвесторы, естественно

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]