Проклятие чёрного золота. Насколько мы зависели от нефти в разное время


Царь нефтью не торговал

Маслянистая жидкость, которую мы теперь называем чёрным золотом, считалась таковым далеко не всегда. На рубеже XIX–XX вв. золотым товаром для России было зерно. А нефть добывалась только на Кавказе и как сырьё за границу не вывозилась.

На жнитве. Урал, 1907 г.
Когда рубль был золотым. На чём держалась экономика России 100 лет назад? Подробнее

«Николай II ограничил экспорт сырой нефти в 1896 г. по совету министра финансов Витте и химика Менделеева, – рассказывает старший научный сотрудник Института российской истории РАН Роман Кирсанов. – Поэтому за рубеж поставлялись керосин, технические масла, и поставки эти не играли большой роли. Государственную роспись доходов и расходов, как тогда назывался бюджет, больше всего пополняли казённые железные дороги и винная монополия. А за счёт экспортной выручки погашались валютные займы за рубежом. При этом 70% всех доходов Российской империи от заграничной торговли давало сельское хозяйство, в первую очередь продажа пшеницы, сливочного масла и куриных яиц».

«Рост добычи нефти в России перед Первой мировой войной в 3 раза отставал от темпов, которые демонстрировали США. И это понятно: мировая нефтяная промышленность стала бурно развиваться вслед за автомобильной, которую первыми создали именно американцы, – дополняет картину создатель сайта «Нескучная экономика» кандидат экономических наук Михаил Соловьёв. – Затем этот разрыв увеличили война и революция. Дореволюционного уровня советская нефтяная отрасль смогла достичь только к началу 30-х гг. Но и тогда разница в объёмах добычи нефти между США и СССР была десятикратной» (см. инфографику).

Связи с мафией

Член Суверенного совета Судана Мухаммад Хамдан Дагло обвинил правительственные учреждения в препятствовании работе Высшего комитета по чрезвычайным экономическим ситуациям страны (ВКЧЭС).

По его словам, некоторые структуры переходного правительства Абдаллы Хамдока сотрудничают с мафиозными объединениями, которые блокируют усилия профильной группы по наведению порядка в экономике.

Мухаммад Хамдан Дагло также раскритиковал отсутствие прозрачности в работе ряда предприятий, играющих важную роль в развитии африканского государства. Он считает, что это ведет к многомиллионным потерям для бюджета страны.

Черный рынок золота: Судан объявил войну контрабандистам

Федеральное агентство новостей /

Доклад неправительственной организации Global Witness подтверждает догадки члена Суверенного совета Судана. В документе рассказывается о деятельности , импортирующей золото с территории республики. В частности, речь идет о добыче самородков на приисках, находящихся под контролем вооруженных формирований, не имеющих отношения к официальным властям Хартума.

Через свои каналы предприятие переправляет тонны драгоценных металлов за границу для переработки на аффинажных заводах.

Где Сталин брал валюту

Индустриализация, за считаные годы изменившая облик Советского Союза, была проведена с опорой на доходы, которые, как и при царях, давал хлеб. Зерно, изъятое у деревни в результате коллективизации, потекло за рубеж таким мощным потоком, что в 1930 г. хлебный экспорт увеличился в 9 раз (!) по сравнению с 1929-м. На вырученную валюту государство покупало за рубежом оборудование и строило заводы. Однако удар, нанесённый по сельскому хозяйству, оказался такой силы, что в 1932–1933 гг. разразился голод, унёсший миллионы жизней.

Статья по теме

Нет мебели, обуви, пальто. «Мещанские» потребности в эпоху индустриализации «Добыча советской нефти вслед за развитием промышленности выросла в 30-е гг. в 2,5 раза. Затем во время войны, когда немцы захватили Северный Кавказ, было закрыто много скважин в Грозном и Баку, – продолжает Соловьёв. – Но после победы ­нефтяное производство было быстро восстановлено. Активизировались разведка и разработка месторождений в Татарстане, Башкирии, Куйбышевской и Саратовской областях. К середине 1950-х гг. главными районами нефтедобычи стали Урал и Поволжье».

Зачем Хрущёв провёл девальвацию

Тем не менее роль нефти в государственных финансах мало изменилась со времён первых пятилеток. И не потому, что её добывалось недостаточно много для поставок в другие страны. В 50-х гг. производство нефти в СССР утроилось. Однако слабыми были внешнеторговые связи.

«В конце правления Сталина мы торговали только с 45 странами. Экономика страны была самодостаточной, не возникало острой потребности в иностранных товарах, – описывает тот период Кирсанов. – Но при Хрущёве этот баланс разрушили хозяйственные эксперименты. В начале 60-х гг. страна, которая раньше кормила Европу хлебом, сама начала платить золотом за зерно, купленное в США. Нужно было также покупать за рубежом новые технологии. Встал вопрос: как обеспечить гарантированный приток твёрдой валюты?

Статья по теме

Что нужно знать о курсе рубля? Финансовый ликбез Товаров, которые можно было бы продавать самим, было немного: некоторые виды оборудования, руда, лес, та же нефть. Экспорт энергосырья к тому же тормозил слишком высокий курс доллара, который в 50-е гг. стоил 4 руб. Себестоимость нефти равнялась 9–10 руб. за тонну, а экспортная выручка составляла по тем ценам только 12 руб. Поэтому проведённая в 1961 г. деноминация на самом деле была завуалированной девальвацией, которая решила эту ­проблему. После того как все цены в стране были уменьшены в 10 раз, доллар подешевел не до 40 коп., а только до 90. И фактически выручка от экспорта удвоилась».

Прогнозы на золото

Экономистами банка J.P.Morgan ожидается подорожание унции золота до 2000 долларов к концу 2014-го года.

В случаи, если это случится, то цена на золото «переплюнет» рекорды 2011 года, и увеличится на 23 с половиной процента, если сравнивать с сегодняшним курсом.

Похожий прогноз сделан и экспертами компании GSBC, ожидающими стоимость золота в 1775$ к 2015 году.

Кроме того, в финансовая группа BNP Paribas считает, что золото в 2015 году можно будет купить только по 2125$ за тройскую унцию. Согласно всем этим прогнозам, нам следует ожидать повышения стоимости золота.

Поэтому у нас возникает вопрос, почему российское правительство не увеличивает сейчас свой золотой резерв?

В чём повезло Брежневу

А затем был открыт Самот­лор – и к этому моменту в мире уже всё было готово к встрече советской нефти. Эпоха угля закончилась, стремительно росло потребление бензина, авиатоплива, нефтехимического сырья. У государства оказался в руках ресурс, позволивший на время не думать о противоречиях, уже начинавших тормозить экономику. «Неслучайно сразу после того, как появились лёгкие нефтяные деньги, были свёрнуты хозяйственные реформы, начатые Косыгиным. Это привело к огромным проблемам уже в 80-х гг.», – обращает внимание директор Центра исследования экономической политики экономического факультета МГУ Олег Буклемишев.

Но 50 лет назад всё складывалось более чем удачно. Потеплели отношения с Западной Европой – главным покупателем советских энергоресурсов. В 1973 г. Запад поддержал Израиль в войне с Египтом и Сирией. В ответ нефтедобывающие арабские страны наказали союзников израильтян эмбарго на поставку углеводородов, и это вызвало мировой энергетический кризис, во время которого нефть подорожала в 4 раза. Советский Союз использовал этот момент для увеличения продажи топливного сырья по неплохим для покупателей ценам. Но и после этого оно не перевешивало в его экспорте все остальные товары, как нынче. За рубеж, прежде всего в соцстраны, поставлялось множество других товаров – от картона и удобрений до станков и автомобилей.

Статья по теме

Обогнали Россию. Почему США стали ведущим производителем сланцевого топлива

«К началу 80-х доходы от экспорта нефти и газа в бюджете СССР не превышали 10%, – говорит Кирсанов. – Зависимость от нефтедолларов была ниже, чем нынче. Однако этого оказалось достаточно, чтобы после резкого падения цен на углеводороды, которое началось в 1986 г., вся конструкция экономики зашаталась. Среди ошибок Горбачёва, сделанных в условиях сокращения притока валюты, было снижение импорта продовольствия. Это стало одной из причин разрастания товарного дефицита и недовольства жизнью в стране».

«К концу брежневской эпохи СССР стал лидером по добыче нефти в мире, опередив США, – подытоживает Соловьёв. – Пик был достигнут в 1988 г., когда из недр было извлечено 624 млн. тонн. А затем в России началось многолетнее падение нефтяного производства. Кризис закончился только в 1999 г., когда началось десятилетие непрерывного роста нефтяных цен, увеличившихся с 10 до 140 долл. за баррель. В прошлом году РФ вплотную приблизилась к историческому максимуму РСФСР – 569 млн тонн, произведённых в 1987-1988 гг. Но в мире по добыче снова первенствуют США, которые благодаря разработке сланцевой нефти зафиксировали свой национальный рекорд».

Последняя надежда

Правительство Судана надеется вернуть в свои руки полный контроль за добычей и экспортом золота. Для достижения этих целей создается расширенный комитет с участием представителей профильных министерств. Их главной задачей станет разработка специальных процедур для облегчения заключения официальных контрактов на продажу драгметаллов.

Также в обязанности группы войдет подготовка положения о конфискации самородков у незаконных золотодобытчиков в рамках борьбы с контрабандой.

Объявив войну контрабандистам, в Хартуме надеются исправить экономический кризис, который только усугубился с момента переворота в апреле 2021 года, когда от власти был отстранен президент Судана Омар аль-Башир.

Как слезть с «иглы»?

Сегодня в условиях пандемии коронавируса цены снова упали. Чтобы не допустить коллапса, всем странам придётся сокращать добычу. Но последствия везде окажутся разными. Доля нефти в экономике США всего 0,2%, у России – в районе 6%, у арабских стран – в среднем 16% (см. инфографику). Что это значит? В жизни простых американцев от банкротства сланцевых компаний, по большому счёту, ничего не изменится. Но если после нынешнего кризиса не удастся восстановить и добычу, и цены, многим людям в нашей стране придётся забыть о росте своих доходов, а арабский мир ждут большие потрясения.

«Необходимость развивать другие отрасли, чтобы слезть с «нефтяной иглы», очевидна всем. Но принципиально мало что меняется, – оценивает ситуацию Буклемишев. – И проблема не в том, что доля нефтегазового сектора в экспорте слишком велика, а в том, что нет и не было перетока денег, заработанных в нефтянке, в более перспективные секторы экономики. Государство в России пытается решить эту задачу, концентрируя нефтегазовые доходы в бюджете и вручную их перераспределяя. Но этот подход, как мы видим, работает плохо, а развитию финансовых рынков, позволяющих перераспределять капиталы естественным образом, в последние годы внимания не уделялось совсем».

Черный рынок нефтепродуктов переведут в легальное поле

На территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области протестируют пилотный проект системы прослеживаемости в сфере реализации нефтепродуктов. Такое решение принято на Межведомственной отраслевой рабочей группе по противодействию незаконному обороту продукции нефтяной промышленности при Государственной комиссии под руководством Алексея Абрамова — руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. Проведение пилотного проекта поддержано на комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Ленинградской области и одобрено Росстандартом. Позднее система заработает на территории всей страны. Чем вызвана необходимость столь пристального контроля движения топлива, сколько времени и, что немаловажно, денег уйдет на ЕГАИС, — изданию «Конкуренция и рынок» рассказал вице-президент Петербургской топливной компании Андрей Михеев.

Теневой бизнес

Беспардонные хищения из трубопроводов, продажа суррогатных нефтепродуктов под видом Евро 5, демпинг цен на качественное топливо, добытое нелегальным путем – эти проблемы уже давно стоят перед крупными игроками нефтяного рынка. Ежегодно в России в обход закона реализуется порядка 10 миллионов тонн топлива, что не только наносит существенный ущерб добросовестным компаниям, но и бьет по государственному бюджету.

Сколько таких поставщиков неизвестно. Будучи частью физического мира, эти компании не существуют для госорганов. И пока легальная часть рынка испытывает серьезное давление со стороны всех контролирующих инстанций, нелегальная часть вообще не подвергается проверкам, не соблюдает требования безопасности и прочие нюансы, которые сказываются на цене каждого литра бензина.

Основная доля нарушений происходит среди юридических лиц. В стремлении сэкономить некоторые транспортные предприятия становятся клиентами нелегальных поставщиков, приобретая контрафактную продукцию или фальсификат.

Долгое время государство, будто, закрывало глаза на теневой рынок. Но ситуация начала меняться. Власть, Росстандарт, бизнес-сообщество прорабатывают вопрос, как сделать экономически не оправданными манипуляции с контрафактом. При этом цели вытеснить с рынка какие-либо компании грядущие изменения не преследуют.

«Не надо бегать за всеми и выводить на чистую воду. Ничего эффективного в этом нет. Надо просто изменить правила игры и те участники рынка, которые сейчас работают в серой зоне, будут и дальше работать, только легально, на других условиях и принципах», — объясняет Андрей Михеев.

Все как на ладони

Система контроля, которую предлагается ввести на рынке нефтепродуктов, простая и понятная. Аналогичная опция уже работает на рынке реализации алкоголя, меха, табака и имя ей – ЕГАИС. Необходимость внедрения системы, позволяющей контролировать движение топлива, назрела очень давно. Известно немало случаев хищения качественного топлива из трубопроводов крупных компаний, так называемые врезки, которые небезопасны с точки зрения экологии и ставят под угрозу надежность работы нефтепроводного транспорта. По мнению авторов проекта, ЕГАИС решит две основные проблемы: обеспечит контроль качества нефтепродуктов и прослеживаемость движения топлива.

Андрей Михеев: «На нашем рынке требуются квалифицированные испытания, чтобы идентифицировать продукт, и не всегда этими испытаниями можно определить происхождение топлива. То есть, проведя анализ нефтепродукта на качество, нельзя сказать, были ли уплачены все налоги, и если не были, то в чьих карманах они осели».

Поскольку бизнес криминальный, нелегалы не могут гарантировать покупателю бесперебойные поставки топлива, поэтому наряду с контрафактом закупается обычный бензин. Так формируется серый рынок с устойчивым спросом на суррогаты и похищенные нефтепродукты. Работая в обход государственной казны, эти поставщики получают ряд преимуществ перед добросовестными компаниями. В неравных условиях игроки белого рынка и потребители на легальных АЗС несут убытки.

Уповать на совесть или придумывать репрессивные меры – толку мало, — считает Андрей Михеев. Нужно сделать бизнес неприбыльным, когда сбыть похищенный нефтепродукт будет некуда.

Система прослеживаемости предполагает, что каждый участник топливного рынка будет состоять в некоем реестре. По замыслу, ответственность за происхождение и качество нефтепродуктов будет передаваться по технологической цепочке. К примеру, перевозчик должен следить, у кого получен нефтепродукт и кому он его везет, состоят ли получатель и отправитель груза в этом реестре. Отметки о наливе и сливе топлива стороны обязаны будут отразить в системе прослеживаемости. И пока этого не произойдет, на перевозчике будет стоять ограничение, не позволяющее получить следующую партию топлива. Информация об отправке и получении груза будет доступна в режиме реального времени. Такая система преградит доступ нелегалам и, следовательно, объем хищений резко сократятся.

«Когда будет какой-то баланс, можно будет проследить, сколько пришло нефтепродуктов в область. Тогда же появится вторая цифра – сколько поглощено легальными объектами. Если баланс не будет сходиться – можно будет сделать соответствующие выводы. Еще важный момент, что из общей цифры информация превратится в конкретные компании, имена и фамилии».

Введение системы не грозит рядовым автовладельцам финансовой нагрузкой в виде повышения стоимости топлива. По крайней мере, авторы проекта против таких мер. Предполагается, что расходы на реализацию системы и ее эксплуатацию будут минимальными и если система будет создана в том ключе, как предлагает бизнес, в место удорожания мы получим уменьшение стоимости топлива на легальных автозаправочных станциях, за счет увеличения объемов реализации.

*** Все неблагоприятные явления, отмеченные на топливном рынке, в полной мере присутствуют в Ленобласти. Совещание на данную тему прошло в Правительстве в конце сентября. На днях инициативу одобрили и городские власти. Авторы идеи отмечают: на реализацию пилотного проекта денег не понадобится.

Андрей Михеев: «Пилотным проектом мы отработаем механизм взаимодействия с конечными потребителями. Он нужен для того, чтобы ответить на вопрос, все ли нюансы учтены для введения системы на федеральном уровне».

Результат пилотного проекта будет отображен в экспертном заключении, которое ляжет в основу отчета на Межведомственной отраслевой рабочей группе по противодействию незаконному обороту продукции нефтяной промышленности и ускорит внедрение системы прослеживаемости на уровне Российской Федерации.

Саша Колесникова

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]