- Новые валютные меры Китая позволят облегчить финансовый контроль за трансграничной торговлей и инвестиционной деятельностью для создания более благоприятных условий ведения бизнеса для ГП и зарубежных инвесторов.
- Новые меры вступили в силу 23 октября, за исключением новой онлайновой системы отчетности, которая начнет действовать с 01.01.2020.
- Они предусматривают ослабление валютного контроля при одновременном расширении сферы охвата и применения существующих экспериментальных схем.
23 октября Государственное управление иностранной валюты Китая (SAFE) выпустило уведомление Huifa [2019] No 28. Оно охватывает 12 мер по упрощению процедур, которые облегчают контроль за требованиями в отношении трансграничной торговли и финансирования инвестиций и направлены на создание более благоприятных условий для предпринимательской деятельности государственных предприятий и внешних инвесторов.
Большинство положений данной статьи вступит в силу с даты выпуска, за исключением онлайн-системы валютной отчётности для предприятий, осуществляющих торговлю товарами, которая вступит в силу с 01.012020. Хотя некоторые из этих положений будут применяться в масштабах всей страны, многие другие будут применяться исключительно в экспериментальной области.
Мы выделяем и разбиваем в этой статье шесть мер по трансграничной торговле и трансграничным инвестициям.
трансграничная торговля
Задачи финансовой политики Китая
Основные задачи, которые решаются денежно-кредитной политикой Китая, в большей степени зависят от некоторых особенностей и современной ситуации в финансовой сфере этой страны. В Китае существует масштабная несбалансированность платежного баланса, которая увеличивает давление на обменный курс национальной валюты в сторону его укрепления и на денежный рынок.
Чрезмерный рост сбережений способен стимулировать ускорение динамики кредитов и инвестиций, что ведет к увеличению риска перегрева экономики.
Замечание 1
Для этой страны характерен высокий уровень сбережений и низкий уровень потребления, что способно привести к жесткой зависимости экономического роста от экспорта и инвестиций. Экспорт представляет собой потенциальный фактор макроэкономической неустойчивости Китая.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Финансовая политика Китая 410 руб.
- Реферат Финансовая политика Китая 220 руб.
- Контрольная работа Финансовая политика Китая 220 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
В таких условиях Народный банк Китая концентрирует свои усилия на решении определенных задач:
- обеспечить сбалансированную динамику банковских кредитов предприятиям,
- предотвратить дальнейшее ускорение и резкое замедление роста банковских кредитов,
- сдерживать инфляцию, стерилизуя эмиссию,
- осуществить постепенное управляемое укрепление национальной валюты.
С одной стороны, резкое укрепление национальной валюты способно привести к ослаблению ценовой конкурентоспособности продукции Китая, что создаст риски для экономического роста. С другой стороны, очень жесткое ограничение не даст возможность эффективного контроля инфляции.
Решаемые монетарные властями Китая задачи не находятся друг с другом в противоречии. Здесь ключевым элементом является наличие эффективных элементов стерилизации денежного предложения, которые снимут давление на денежный рынок, оказываемое ростом валютных резервов. С другой стороны это ограничит расширение кредитов предприятиям. Последствия ограничения расширения кредита даст возможность нормального функционирования банков и увеличит устойчивость и конкурентоспособность банков.
Требуется помощь в составлении плана учебной работы? Укажи тему и получи ответ через 15 минут получить помощь
Новый второй
Китай стал второй экономикой мира еще в 2007 году, отодвинув Японию, занимавшую данное место в течение более четверти века. С тех пор по общему объему ВВП КНР далеко ушла от остальных стран и приблизилась к безоговорочному мировому лидеру — США (хотя Китай сейчас и держит первое место в мире по ВВП по паритету покупательной способности, для измерения веса стран в мировой экономике лучше использовать традиционную метрику с текущим валютным курсом).
Доля международных трансакций, осуществляемая в юанях, составляла в начале 2010-х годов всего 1–2%. Маловато для экономики, которая уже на тот момент составляла почти 15% от мировой.
Новый игрок
Фото: Global Look Press/Xinhua/Wang Xiao
Тем не менее долгое время финансовые власти Китая никак не заботились об этом несоответствии. Ограниченно конвертируемый юань без международного значения Пекин вполне устраивал. Во-первых, долларовая система в 1990–2000-х годах работала без сбоев и позволяла Китаю стремительно расти и обогащаться, даже несмотря на периодические кризисы.
Во-вторых, контроль над курсом валюты, сильно препятствовавший ее интернационализации, давал возможность оперативно реагировать на изменение мировой конъюнктуры, опуская и поднимая ее в зависимости от потребности экономики. США, хотя и пытались несколько раз призвать Китай к ответу за валютные манипуляции и занижение курса, долгое время реальных шагов не предпринимали.
«Китай — не провокатор и не тот, кто проводит экспансию»
Посол КНР в России Чжан Ханьхуэй — о взглядах Пекина на политику США и экономических отношениях с РФ
Особенности финансовой политики Китая
Для Китая характерен растущий приток иностранных инвестиций, после вступления его в ВТО. После 2004 года к интенсивно расширенному объему прямых инвестиций добавляется масштабный приток займов и кредитов, включая портфельные вложения.
Для Китая характерен быстрый рост доходов от иностранных вложений, включая денежные переводы из-за рубежа. При условии расширения валютного притока по различным каналам монетарные власти Китая применяют два основных способа для того, чтобы поддержать баланс на валютном рынке.
Первый способ заключается в стимулировании вложений предприятий, банков и инвесторов в иностранные активы. Для этого проводится существенная либерализация правил, которые регулируют трансграничные капитальные операции по валюте.
Основными направлениями изменения являются:
- ослабить ограничения по вложениям физических лиц в валютные активы по оплате услуг в иностранной валюте,
- расширить возможности приобретения валюты предприятиями и накопление остатков на валютных счетах,
- упростить порядок осуществления прямых зарубежных инвестиций предприятиям Китая,
- предоставить китайским банкам значительную свободу размещения средств на международном рынке за собственный счет,
- ослабить ограничения по операциям страховых компаний с ценными бумагами на иностранных рынках,
- создать эффективный канал для размещения юридическими и физическими лицами портфельных инвестиций в иностранные активы.
Второй способ поддержания баланса заключается в приобретении избытка предложения валюты в официальные резервы. При этом монетарная власть Китая не расценивает накопления и резервы как самоцель.
Можно определить несколько основных вариантов размещения части средств из этих резервов: капитализация пенсионной системы, вложения в инфраструктуру, формирование нефтяного резерва, оздоровление баланса, структуризация государственных компаний, инвестиции в иностранные компании и высокодоходные зарубежные инструменты.
Политика китайского банка на валютном рынке способна обеспечивать достаточно плавную динамику обменного курса юаня.
Трансграничное инвестиционное финансирование
- Снять ограничения на внутренние долевые вложения капитала фонда иноземных инвестиций предприятий, не осуществляющих инвестиционную деятельность.
В объявлении говорится, что иностранные инвестиционные предприятия, не занимающиеся инвестиционной деятельностью, могут осуществлять внутренние инвестиции в акционерный капитал с капитальным фондом на том основании, что они не нарушают действующие специальные административные меры по доступу к зарубежным инвестициям (негативный список) и что проекты, инвестированные в Китай, проверены и соответствуют требованиям.
До введения этих правил внешние инвестиционные компании, не осуществляющие инвестиционные действия, могли осуществлять только новые долевые инвестиции в другие предприятия с нераспределенной прибылью, что ограничивало дальнейшие инвестиции, осуществляемые в Китае, где предприятию не хватало денежных средств или нераспределенной прибыли. Таким образом, правила обеспечивают большую гибкость в структуре инвестиций для зарубежных инвесторов.
- Расширение экспериментальной схемы для облегчения обмена иностранным капиталом.
Соответствующие критериям предприятия в пилотной области могут использовать Фонд капитального ремонта, внешний долг и средства, привлеченные путём листинга за рубежом для внутренних платежей, без предоставления банку подтверждающих документов для подтверждения подлинности сделки на индивидуальной основе до проведения валютного расчёта. Однако SAFE будет более внимательно следить за использованием средств во время и после этого процесса.
Правила сокращают время обработки операций с использованием Фонда капитального ремонта, так как больше нет необходимости предоставлять информацию до осуществления расчётов по капиталу. Это особенно эффективно для вновь созданных компаний, которые финансируются только за счёт капитальных средств акционера и испытывают трудности с получением подтверждающих документов (например, счетов-фактур от поставщиков), запрошенных банком в период запуска.
Товарооборот по всему миру
В настоящее время эта экспериментальная схема осуществляется в 12 зонах свободной торговли, а также в нескольких провинциях и городах, таких как Fujian, Zhejiang, Jiangsu, Shenzhen. Реформа расширит сферу действия пилотной схемы, чтобы охватить шесть новых ЗСТ, созданных в 2021 году, и всю юрисдикцию Шанхая.
- Смягчение ограничений на использование средств валютного расчётного счёта капитала.
Читайте и другие НОВОСТИ КИТАЯ Новости иностранных автопроизводителей, участвующих в шанхайской автомобильной выставке
Правила ускоряют операции с акциями между китайским бизнесом и зарубежными инвесторами. Это также дополнительно упрощает эффективность использования валютных средств в качестве депозитов, и снижает капиталоемкость иностранных инвесторов.
Согласно сообщению, будут сняты ограничения, наложенные на использование валютных расчётов на внутреннем счёте реализации активов. Теперь, когда отечественный трансферент капитала получает вознаграждение за перевод средств внешнего инвестора, он может непосредственно обрабатывать процедуры открытия счёта, перевода капитала и расчётов в банке с соответствующим сертификатом регистрации бизнеса.
Также планируется смягчение ограничений, связанных с использованием депозитных счётов иностранных инвесторов. Депозитный фонд зарубежных инвесторов может быть использован для осуществления инвестиций в Китай и платежей.
- Реформа регистрации иностранного кредита.
Небанковские должники теперь могут напрямую обращаться в банк для отмены регистрации своего внешнего долга, вместо того чтобы иметь дело с SAFE, тем самым сокращая общее время, необходимое для снятия с учёта внешнего долга.
В каждом конкретном случае регистрация внешних долгов нефинансовых предприятий с помощью SAFE теперь будет отменена по экспериментальной схеме – это будет применяться на экспериментальной основе в провинции Hainan и в районе БЗ «Гуандун-Гонконг-Макао». Нефинансовые предприятия в рамках ПЗ теперь могут регистрировать внешнюю задолженность до удвоения своих чистых активов в местном валютном бюро. Нефинансовые предприятия могут занимать внешние долги в пределах зарегистрированной суммы и осуществлять процедуры по перечислению средств непосредственно в банк, заменяя старое правило индивидуальной регистрации на безопасное для каждого кредита.
- Снять ограничения на количество открытых валютных счетов для капитала
Соответствующие критериям предприятия могут открывать несколько валютных счетов капитала, в соответствии с их фактическими потребностями бизнеса, но количество открытых счетов должно соответствовать требованиям пруденциального надзора.
- Расширить пилотный план по переводу внутренних кредитных активов в зарубежные страны.
В соответствии с новыми правилами, каналы, виды внутренних кредитных активов и круг лиц, способных участвовать в зарубежном трансферте, будут расширены в экспериментальной зоне в провинции Hainan и в районе Большого залива Guangdong-Hong Kong-Macao. Иностранные инвесторы теперь смогут осуществлять трансграничные переводы неработающих активов и могут использовать внешний капитал для непосредственного участия в китайском рынке неработающих активов — изменения, которые, несомненно, обогатят имеющийся у них инвестиционный канал.
Guangdong-Hong Kong-Macao
Структура банковской системы в Китае
Ее ключевая особенность – трехуровневая структура. На первом уровне находится Народный (Центральный) банк Китая и «Китайский банк развития» (3 штуки). Центральный играет роль эмиссионного/кредитного центра государства, на его руководство возложена задача разработки и реализации денежной и кредитной политики. Управление и контроль осуществляется Всекитайской комиссией банковского регулирования.
Банки развития ведут деятельность, нацеленную на поддержку сферы государственного управления, аграрного сектора и экспортно-импортных операций. Банковская система Китая реализует программы государства в различных областях при помощи финансовых структур, находящихся в непосредственном управлении властей. Следующую ступень занимают банки «Большой четверки».
Оффшорные счета в Гонконге
Гонконг пользуется статусом особого административного района. Это оффшорная зона, в которой бизнес не облагается подоходным налогом, вне зависимости от места ведения экономической деятельности. Поэтому местные предприниматели нередко открывают свои счета на территории Гонконга.
Однако существуют определенные ограничения. Такая возможность доступна владельцам компаний, возраст которых превышает один год, а размер капитала – 10 тыс. долл. США. Также следует подтвердить отсутствие задолженностей и выплатить требуемые сборы. Эти действия подтвердят, что компания платежеспособна.
Гонконг
Банковские услуги для граждан КНР и иностранцев
Китайские коммерческие банки обслуживают как местных жителей, так и иностранцев, проводят открытую политику. В список услуг входит:
- предоставление обычных и ипотечных кредитов под процент;
- привлечение депозитных вкладов;
- осуществление расчетов и поддержка транзакций через кассы;
- обеспечение финансовых вложений согласно требованиям инвесторов за счет средств вкладчиков;
- выдача ценных бумаг;
- приобретение или продажа валют других государств, драгметаллов или драгоценностей;
- контроль над средствами, находящимися в распоряжении банка.
Помимо этого сотрудники финансовых структур консультируют своих клиентов, предоставляют услуги брокеров, выполняют переводы и выдачу кредитных карт.
Какие проблемы существуют в банковской системе КНР
К сожалению, китайские банки, представленные в Москве и других российских городах, постепенно сворачивают свою деятельность. Власти КНР поддерживают мнение международной общественности, они воспользовались агрессивной международной политикой России, поддержав множественные санкции. Это создает определенные юридические проблемы для российских вкладчиков.
Также местная банковская система пребывает под воздействием ряда других социальных и экономических факторов:
- «недоброкачественная» структура задолженности. Существует целый список государственных и частных учреждений, на счету которых крупные долги, исчисляющиеся сотнями миллиардов юаней;
- низкая эффективность моделей кредитования и оценки рисков. Это прямой результат излишне жесткого контроля со стороны государства;
- высокая налоговая нагрузка и кредитная ставка.
Несмотря на все проблемы платежной системы, иностранные и местные компании вкладывают свои деньги в бизнес на территории Китая, поскольку при правильном подходе местный рынок может дать огромную прибыль.