Юридическая фирма по взысканию долгов Обращение к судебным приставам, как правило, не дают взыскателю никакого результата. Мы, в свою очередь, наработали необходимый инструментарий для эффективного взыскания долгов при наличии у кредитора исполнительного листа. При этом, мы всегда работаем без предоплаты и получаем от 6% до 25% от реально возвращенной кредитору суммы.

Статья 8. Гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями. Комментарий к статье 8

Сложно переоценить плюсы привлечения инвестиций. Это и дополнительное финансирование крупных проектов, и обмен опытом, и доступ к современным технологиям и новым способам организации производства. Выгоду из вложения средств в экономику другой страны извлекает и иностранный инвестор. Чтобы представлять свои интересы в РФ, вкладчик должен уяснить свои права и ограничения, налагаемые местным законодательством.

Иностранные инвестиции в России

Заграничный капитал оказывает воздействие на национальную экономику, но последствия могут быть не только положительными. К недостаткам инвестиций относятся:

  • подавление местного производства;
  • деградация традиционных отраслей экономики;
  • отсутствие мотивации для разработки собственных технологий;
  • нанесение вреда экологии за счет организации «грязных» производств и т.д.

И в то же время на экономику России положительно влияют:

  • рост объема капиталовложений;
  • эффективное использование природных ресурсов;
  • увеличение числа рабочих мест;
  • расширение ассортимента продукции;
  • приток валюты;
  • дополнительные средства для финансирования госпрограмм;
  • укрепление международной репутации РФ;
  • заинтересованность новых инвесторов и т.д.

Чтобы сократить отрицательные последствия, был принят Федеральный закон № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ». В нем содержится понятие иностранного инвестора и иностранных инвестиций, обсуждается режим деятельности компаний и другие аспекты вопроса.

Проблемы и перспективы развития

Несмотря на всю важность налогового инвестиционного стимулирования, нельзя забывать, что на принятие инвестором конечного решения влияют еще и другие факторы, такие как общая экономическая и политическая ситуация, правовые гарантии и т.д. Если уровень экономики не привлекателен для инвестиций, никакие льготы и преференции не будут способствовать вложению в нее капитала.

Необходимо также учитывать, что заметная разница в системе льгот для отечественных и зарубежных инвесторов в пользу последних может повлечь вывод капитала за пределы страны российскими бизнесменами с целью получения ими льгот.

Соблюдение нужного баланса в инвестиционном стимулировании позволит создать благоприятные условия для развития экономической системы страны.

Налоговые льготы для инвесторов – иностранных и РФ

Иностранный инвестор: определение

Чтобы быть точными, следует различать термины «иностранный» и «зарубежный» капитал. В первом случае речь идет о средствах заграничных инвесторов, вложенных в экономику России, а во втором — о собственности российских вкладчиков, размещенной за рубежом. Таким образом, иностранный инвестор – это подданный другой страны, апатрид, или организация, принадлежащая к иному государству.

Инвестиции классифицируются согласно источникам их происхождения, форме собственности и могут быть:

  • частными (осуществляются приватными предприятиями, организациями, банками или отдельными гражданами);
  • государственными (займы и кредиты, предоставленные страной или группой государств).

Собственность иностранного инвестора в Российской Федерации может быть представлена в виде:

  • валюты;
  • недвижимости;
  • движимого имущества;
  • имущественных или корпоративных прав;
  • совместного с российскими вкладчиками предприятия;
  • интеллектуальной собственности;
  • ценных бумаг;
  • прав на проведение хозяйственной деятельности (использование природных ресурсов, земельных участков и других ценностей);
  • услуг;
  • информации.

Как указывается в вышеупомянутом законе, гражданская правоспособность иностранного инвестора-юридического лица определяется законодательством страны, где оно учреждено. То же касается отдельных граждан, лиц без гражданства, международных организаций и других государств. Это значит, что они должны быть наделены правом заниматься заграничной предпринимательской деятельностью в соответствии с законами своей страны и подчиняться требованиям, содержащимся в федеральных актах.

Для чего нужны инвестиции из-за рубежа

Деловой климат в условиях нашей страны — это разница в управленческих командах и в том, каким образом эффективно может работать власть по поводу преференциального режима.

Использование материалов, размещенных на сайте, допускается только с письменного разрешения Фонда Росконгресс или соответствующего правообладателя.

Российская Федерация также может устанавливать компенсационные, антидемпинговые, специальные защитные и иные ограничительные таможенные меры.

В российском законодательстве сохраняется право Российской Федерации на национализацию, но устанавливается принцип быстрой, адекватной и эффективной компенсации в пользу иностранного собственника. Выплата компенсации производится в той валюте, в которой было произведено инвестирование, либо в любой другой валюте по желанию инвестора.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ РЕЖИМ (preferential tariff) — особый льготный экономический режим, предоставленный одним государством другому без распространения на третьи страны. ТАСС, информационное агентство (св-во о регистрации СМИ №03247 выдано 02 апреля 1999 г. Государственным комитетом Российской Федерации по печати).

Кто может быть инвестором

На вопрос, может ли иностранный субъект быть инвестором, российским законодательством дается положительный ответ.

Право получить статус субъекта инвестиционной деятельности могут не только инвесторы, но также подрядчики, заказчики, пользователи объектов капитальных вложений и прочие лица, в том числе иностранные.

Стать инвестором можно только в том случае, если сфера инвестирования входит в перечень, предусмотренный законом. Вложение иностранного капитала невозможно в некоторые объекты гражданских прав из-за ограничений в обороте в РФ.

Например, иностранным инвестициям не доступны следующие области капиталовложений:

  1. Приобретение патентов, лицензий, торговых марок зарубежных фирм.
  2. Покупка ценных бумаг, принадлежащих заграничным компаниям или физическим лицам.
  3. Экспорт товаров.
  4. Вложение средств в предприятия, расположенные за пределами РФ.

Если же юридическое или физическое лицо принадлежит к числу тех, кто рассматривается по российскому законодательству в качестве иностранного инвестора, вполне достаточно, чтобы они существовали в правовых формах, признанных действительными в государстве их происхождения. Федеральное законодательство не требует, чтобы их правовая форма соответствовала принятым в России формам организации юрлиц.

Основные объекты инвестирования

Иностранный инвестор вправе вкладывать средства на территории РФ в любой форме, не запрещенной законодательством. Он может принять участие в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности посредством приобретения прав или доли собственности в уставном капитале компании, купить акции, вложить средства в совместные предприятия, выдавать кредиты юрлицам и т. д.

Принято разделять инвестиции на:

  1. Прямые (вклады физических/юридических лиц, полностью владеющих компанией или контролирующих от 10% акций/уставного капитала фирмы).
  2. Портфельные (приобретение на менее 10% паев, акций, векселей, облигаций, относящихся к уставному капиталу компании).
  3. Прочие (инвестиции, которые не относятся к упомянутым категориям вложения капитала: кредиты иностранных инвесторов и прочие поступления средств, принадлежащие международным финансовым организациям, правительствам иностранных государств).

Свыше 60% поступлений сосредоточены в Центральном Федеральном округе. С большим отрывом (8% и 10%) за ним следуют Уральский и Северо-западный Федеральный округ. Хуже всего обстоит дело с инвестированием объектов, действующих на Северном Кавказе (0,03%).

Как свидетельствует статистика, наибольшей популярностью пользуются прямые инвестиции (свыше 40% средств), второе место занимает третья категория капиталовложений (около 37%). Проанализировать рынок возможных вкладов в российские предприятия иностранным инвесторам помогают посредники.

Один из способов привлечь крупные вложения в экономику России — соглашение о разделе продукции (СРП), благодаря которому основными объектами вложения средств остается добыча нефти и газа. На их долю приходится почти 90% всех заграничных инвестиций.

Если инвестор планирует стать пользователем недр, он принимает участие в конкурсе (аукционе), который проводится федеральными органами. Получив в пользование определенный участок, он должен подписать соглашение, в котором указываются:

  • условия сотрудничества;
  • порядок раздела продукции;
  • срок предоставления прав на ведение работ;
  • обязательства инвестора в отношении найма подрядчиков, перевозчиков, рабочих.

Иностранный инвестор, заключивший соглашение о разделе продукции, приобретает права на разработку участка недр, например, месторождения полезных ископаемых. Для него предусматривается особый порядок налогообложения (налог на прибыль и регулярные платежи за пользование недрами).

СРП состоит из двух этапов: периода инвестиций (только внесение платежей) и возврата капитала (налоги и платежи). На втором этапе продукция разделяется на компенсационную и прибыльную, а инвестору начинают возвращаться затраченные средства. Если каждый участник соглашения действует в рамках требований, указанных в законе, инвестору гарантированы стабильные условия работы, а государство получает оговоренную долю продукции.

Правовой статус иностранного инвестора в РФ

Как следует из положений федерального законодательства РФ, зарубежные вкладчики имеют такой же правовой статус, как и российские. Кроме того, государство обещает, что правовой режим деятельности иностранных инвесторов в России будет благоприятным для вкладчиков из-за рубежа. Они могут:

  • самостоятельно определять объемы и направление вкладов;
  • заключать договора с другими инвесторами;
  • владеть и распоряжаться объектами и результатами вложений;
  • передавать по договору/контракту права на осуществление и результаты капитальных вложений;
  • контролировать целевое использование средств;
  • беспрепятственно выводить за пределы РФ средства в иностранной валюте;
  • объединять собственные средства с капиталом других инвесторов и т.д.

Государственная политика в сфере иностранных инвестиций претворяется в жизнь Правительством РФ. Именно этот орган власти:

  • определяет меры по контролю деятельности субъектов;
  • ведает введением запретов/ограничений на осуществление инвестиций и издает законопроекты;
  • решает, какие проекты имеют приоритетное значение;
  • регулирует взаимодействие инвесторов с отдельными субъектами РФ;
  • создает и координирует программы по привлечению новых инвестиций.

Наряду с законом «Об иностранных инвестициях» правовое положение иностранных инвесторов в РФ регулируется многочисленными положениями и подзаконными актами.

К наиболее значимым можно отнести п. 4 ст.1 части первой ГК РФ от 30.11.1994, ст. 210 АПК РФ от 5.05.1995 и ч. 2 ст. 433 ГПК РСФСР от 11.06.1964.

Кроме того, существуют еще и международные (зачастую двусторонние) соглашения, которые оговаривают аспекты взаимного признания прав и обязанностей юридических лиц, определяют их статус, режимы функционирования.

Принято выделять два главных типа режимов: абсолютные и относительные, но чаще используется вторая классификация. Самыми распространенными схемами можно считать национальный режим и принцип наибольшего благоприятствования.

Что предусматривает национальный режим

Согласно Конвенции о защите прав инвестора, подписанной 28 марта 1997 г., на иностранных вкладчиков распространяется национальный режим. Принцип этого юридически обязательного положения устанавливается международными договорами и соглашениями, а также федеральными законодательными актами.

Национальный режим, предоставляемый для иностранных инвесторов в РФ, предполагает, что подданные другой страны, лица без гражданства и юридические лица обладают такими же правами и обязанностями, как российские граждане и компании.

Этот принцип закреплен в Гражданском Кодексе и Конституции РФ.

При определении правового статуса иностранных инвесторов национальный режим является главным принципом. Чаще всего он применяется в отношении:

  • авторских и смежных прав;
  • хозяйственной деятельности иностранных вкладчиков;
  • товаров иностранного производства;
  • свободного доступа в судебные органы;
  • правовой помощи;
  • социального обеспечения.

Правительство устанавливает границы применения этого принципа с учетом интересов страны, а также с целью исключить злоупотребление иностранными вкладчиками своими правами. Различают следующие виды изъятий для иностранных инвесторов: изъятия стимулирующего и ограничительного характера. Указанные меры и льготы устанавливаются российским законодательством.

В чем заключается принцип наибольшего благоприятствования

В отличие от национального режима, стирающего грань между правами заграничных и отечественных инвесторов, принцип наибольшего благоприятствования уравнивает положение зарубежных организаций и иностранных граждан. В то же время привилегированный правовой режим, в частности, предоставляет иностранным инвесторам одной страны те же права, что получили вкладчики другого государства. Все они вправе рассчитывать на льготы при ввозе оборудования и сырья, освобождение от таможенных налогов и пошлин и т.д.

Воспользоваться преимуществами этого режима могут инвесторы, вкладывающие средства в слаборазвитые отрасли экономики, предприятия, расположенные в труднодоступных регионах со слаборазвитой инфраструктурой и требующие крупных капиталовложений.

Определение режима иностранных инвестиций и правовые гарантии для них

Инвесторы помельче присматриваются к пивоваренным заводам, гостиницам, химчисткам, сетям быстрого питания.

Большое значение в регулировании вопроса режима иностранных инвестиций имеют резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, в которых отстаивается право государства на национализацию и предусматривается выплата компенсации собственнику национализированного имущества.

Российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора. С этого дня коммерческая организация с иностранными инвестициями и иностранный инвестор пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим Федеральным законом.

МОСКВА, 30 марта. /ТАСС/. Услуги по регистрации бизнеса и получению разрешительных документов для резидентов преференциальных режимов на Дальнем Востоке станут доступны онлайн и будут интегрированы в суперсервисы, которые сейчас создаются в России по национальному проекту «Цифровая экономика».

Российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора. С этого дня коммерческая организация с иностранными инвестициями и иностранный инвестор пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим Федеральным законом.

В развитии свободных экономических зон выделяются такие стадии, как складские и транзитные, промышленные свободные, а также зоны комплексного предпринимательства.

Портфельные инвестиции отличаются от прямых тем, что инвестор, приобретая активы в форме ценных бумаг для извлечения прибыли (акции, облигации), получив тем самым права на извлечение прибыли, не имеет возможности осуществить управленческий контроль над предприятием. Таково общее понимание.

Таким образом, иностранное юридическое лицо с учетом изъятий, установленных международным договором и федеральным законом, не может осуществлять внутренние перевозки в Российской Федерации автомобильным транспортом, принадлежащим этому юридическому лицу.

Изъятия в отношении данного правила предусмотрены для сделок, до совершения которых иностранный инвестор уже прямо или косвенно осуществлял контроль более чем над 50 % голосующих акций Хозяйственного общества (ст. 4 Закона).

Кроме режимов наибольшего благоприятствования и национального может устанавливаться и особо льготный (преференциальный) режим. Преференциальный режим предусматривается для иностранных инвесторов, производящих инвестирование в особо крупных размерах либо в особо важные и капиталоемкие отрасли национальной экономики.

Ограничения, предусмотренные для иностранных инвесторов

Чтобы не допустить возникновение разрушительных последствий для экономики государства, в РФ существует комплекс мероприятий, контролирующих процесс и сферы вложения капитала. Так, в России практикуется:

  • запрет на допуск иностранных инвесторов в стратегические отрасли экономики;
  • процедура аккредитации, нотификации и лицензирования;
  • запрет на ведение деятельности в определенных сферах экономики;
  • обязательное долевое участие государства в предприятиях, финансируемых зарубежным вкладчиком;
  • установление особого фискального режима;
  • применение концессионных соглашений;
  • контроль всех видов деятельности иностранного инвестора, связанных с разработкой недр и естественных богатств.

Кроме того, государственные органы следят за соблюдением требований, предъявляемых к вкладчику.

Банковская деятельность

Российские власти не возражают против вложения средств и иностранных компаний в уставной капитал отечественных банков. Однако если раньше максимальная доля капитала достигала 50%, то с января 2021 года, согласно порядку, указанному в ст. 18 закона № 372-ФЗ «О банках и банковской деятельности» предельный объем таких вкладов составил 13,44%. Эта цифра обусловлена обязательствами, принятыми РФ при присоединении к ВТО.

Некоторые иностранные инвестиции не учитываются при определении квоты. Как сообщает Центробанк России, доля участия иностранного капитала будет рассчитываться ежегодно.

В инвестировании медиа-бизнеса

С 2021 года вступили в силу поправки в законе о средствах массовой информации. Согласно этому документу, доля иностранного капитала в российских СМИ не может превышать 20%, хотя до этого времени она составляла 50%.

Действие этих поправок затронуло около 1 000 СМИ с иностранными акционерами. Ограничение вынудило крупные компании пересмотреть структуру акционеров или сменить собственников. Изменения коснулись холдинга «СТС Медиа», печатной прессы (российского издания Forbes, «Ведомостей», The Moscow Times). Рынок покинули NBC Universal и AMC Network.

Участие в страховом бизнесе

Страхование — особая отрасль экономики, цель которой состоит не только в защите имущественных интересов российских граждан и юридических лиц, но и в создании прочной хозяйственной среды, без которой невозможен экономический рост. Страховой бизнес способствует укреплению финансовой системы РФ за счет постоянных инвестиций в экономику, в том числе иностранных.

Государство строго регламентирует деятельность зарубежных субъектов в страховой отрасли, органы страхового надзора контролируют объем рынка данных услуг (квоты на допустимый размер доли иностранных инвестиций).

Квота рассчитывается как отношение размера вклада инвестора и их дочерних обществ в уставном капитале страховых компаний (СК), к совокупному уставному капиталу СК. Как указывается в п.3 ст.6 Закона «Об организации страхового дела в РФ», если указанная квота составляет более 50%, органы страхового надзора не лицензируют деятельность СК, являющихся дочерними обществами по отношению к основным организациям-инвесторам или те, у которых доля инвесторов в уставном капитале превышает 49%.

Этот же документ гласит, что оплата иностранными инвесторами принадлежащих им акций страховых компаний может осуществляться только в российских рублях.

В добыче алмазов

Территории, на которых находятся месторождения алмазов, входят в перечень участков недр федерального значения, поэтому получить право на разработку смогут только лицензированные компании.

Как следует из поправок в федеральный закон «О недрах», доступ к месторождениям предоставляется компаниям, в которых инвесторы из-за границы контролируют не более 25% капитала.

Раньше этот порог составлял 10%, но чтобы привлечь стратегических зарубежных вкладчиков в добывающие отрасли, пришлось пойти на уступки. Хотя увеличение доли заграничных инвесторов в управлении компанией не позволит им принимать ключевые решения, эти изменения позволят стимулировать процесс изучения недр и производства минерально-сырьевой базы РФ.

Инвестирование в стратегические общества

Российское законодательство не запрещает вкладчикам осуществлять инвестиции в виде покупки долей (акций) в уставных капиталах хозяйственных обществ (ХО) со стратегическим значением, и совершении других сделок, предоставляющих им контроль над такими обществами. В ноябре 2014 года Президент РФ подписал проект поправок в закон от 29.04.2008 № 57-ФЗ, который упрощает порядок инвестиций, но в то же время предписывает:

  • согласовывать сделку с Правительственной комиссией (ст. 7);
  • уведомлять уполномоченный орган исполнительной власти о совершаемой сделке (ст. 14).

Порядок уведомления содержится в постановлении Правительства РФ от 27.10. 2008 № 795 и предусматривает передачу данных о компании, обладающей акциями (долями) в ХО, и о лицах, контролирующих его.

В сфере землепользования

Принцип национального режима распространяется и на вопросы права собственности. В целом, инвесторы могут покупать и отчуждать имущество, отдавать его в залог, владеть и пользоваться им на тех же условиях, что российские граждане и юридические лица, но при некоторых ограничениях.

Как правило, эти ограничения затрагивают право собственности на землю. В главе 1 Закона № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» говорится, что такие лица не могут приобретать в собственность земельные участки, входящие в перечень земель сельхозназначения.

ТАРИФНЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ В ЕАЭС

Положение об условиях и порядке применения единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза
Перечни развивающихся и наименее развитых стран
Перечень преференциальных товаров
​​Соглашение о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран​
Договор ЕАЭС (часть)

Источник – сайт ФТС
2. Таможенный орган принимает решение о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций по результатам осуществления контроля правильности определения страны происхождения товаров по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

В Федеральную таможенную службу поступила жалоба ООО «У» на решение таможни об отмене тарифных преференций в отношении задекларированного товара.

Заявитель со ссылкой на Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран от 12.12.2008, одобренный решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 780, указывает, что основанием для отмены преференций является либо получение сведений от уполномоченных органов страны-бенефициара о том, что сертификат не выдавался, аннулирован (отозван) или выдан на основании недействительных, недостоверных сведений или неполных документов и (или) сведений, либо неполучение в течение 6 месяцев такого ответа. Однако такой запрос таможней в компетентные органы страны-бенефициара не направлялся. Кроме того, заявитель считает решение таможни неправомерным, так как оно принято в сроки, не позволяющие ООО «У» восстановить преференциальный режим.

В ходе рассмотрения жалобы ООО «У» установлено следующее.

В целях подтверждения страны происхождения товаров при их декларировании ООО «У» был представлен сертификат о происхождении товаров по форме «А». Товар выпущен в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления с уплатой таможенной пошлины, составляющей 75 процентов от ставки ввозной таможенной пошлины Единого таможенного тарифа Таможенного союза, утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54 (с 1 января 2015 г. в связи с вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., под используемым в международных договорах понятием «Таможенный союз» понимается «Евразийский экономический союз»).

В соответствии со статьями 99, 111 ТК ТС в рамках проведения выборочного контроля обоснованности принятых решений о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций вышестоящим таможенным органом установлено, что оригинал сертификата о происхождении товара по форме «А» заполнен ненадлежащим образом, а именно оттиск печати в графе 11 сертификата нечитаем, размыт.

Сертификат был направлен таможней на последующую проверку в ФТС России. По результатам проверки ФТС России направило информацию о ненадлежащем заполнении сертификата о происхождении товара формы «А» и не соответствии его Требованиям к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме «А», содержащимся в Приложении № 2 (далее – Требования) к Правилам определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран-пользователей единой системы тарифных преференций Таможенного союза (далее – Правила), утвержденным Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 12.12.2008.

В связи с этим, таможней было принято решение об отказе в предоставлении тарифных преференций в отношении задекларированного ООО «У» товара, о чем заявитель был уведомлен.

Подтверждение страны происхождения товаров осуществляется в соответствии с нормами пункта 2 статьи 58, статьи 59, пункта 1 статьи 61 и пункта 1 статьи 62 ТК ТС.

Под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза (положения статьи 74 ТК ТС и статьи 36 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе»).

В соответствии с пунктом 3 статьи 37 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее – Договор) для целей предоставления тарифных преференций в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза из развивающихся или из наименее развитых стран – пользователей единой системы тарифных преференций Союза, применяются правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, устанавливаемые Комиссией Таможенного союза.

На основании статьи 36 Договора в целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран Союз в соответствии с настоящим Договором может предоставлять тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран – пользователей единой системы тарифных преференций Союза и (или) наименее развитых стран – пользователей единой системы тарифных преференций Союза.

В отношении ввозимых на таможенную территорию Союза преференциальных товаров, происходящих из развивающихся стран – пользователей единой системы тарифных преференций Союза, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.

Для целей реализации положений статьи 36 Договора до вступления в силу решения Комиссии Таможенного союза, устанавливающего условия и порядок применения единой системы тарифных преференций Союза в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран и (или) наименее развитых стран, применяется Протокол о единой системе тарифных преференций Таможенного союза от 12.12.2008.

До вступления в силу решения Комиссии Таможенного союза, устанавливающего правила определения происхождения товаров, предусмотренные пунктом 3 статьи 37 настоящего Договора, применяется Соглашение о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран от 12.12.2008.

В соответствии с Протоколом о единой системе тарифных преференций Таможенного союза от 12.12.2008 перечень развивающихся стран – пользователей системы тарифных преференций, перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, утверждаются Комиссией Таможенного союза.

Указанные перечни утверждены решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 18 и решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации».

Согласно данным перечням к товарам, происходящим из развивающихся стран и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, относятся, в том числе товары группы ХХ Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза «наименование товара

», а в перечень развивающихся стран – пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза входит «
Страна, которой выдан сертификат
».

Согласно Правилам в удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию – сертификат о происхождении товара по форме «А», которая заполняется в соответствии с Требованиями к оформлению деклараций – сертификатов о происхождении товара по форме «А».

Исходя из материалов жалобы, нарушения оформления графы 11 сертификата о происхождении товара по форме «А» были выявлены таможней и ФТС России в результате визуального исследования и сопоставления фактического заполнения граф сертификата с правилами, указанными в Требованиях.

Так, исходя из Требований, графа 11 сертификата о происхождении товара по форме «А» должна содержать данные о дате и месте удостоверения сертификата, наименование и печать уполномоченного органа страны –бенефициара, а также подпись должностного лица указанного органа. Печать должна иметь четкий оттиск, позволяющий при необходимости осуществить идентификацию на предмет ее подлинности.

Наличие нечеткого оттиска печати в графе 11 сертификата о происхождении товара по форме «А» является нарушением Требований.

В соответствии с разделом VIII Правил сертификат может быть признан недействительным в случаях, если:

не получен ответ в течение 6 месяцев относительно запрашиваемого сертификата от компетентных органов страны вывоза или страны происхождения товара;

имеются подтвержденные сведения от компетентных органов страны вывоза о том, что сертификат не выдавался (фальсифицирован) или выдан на основании недействительных документов и (или) недостоверных сведений:

по результатам исследований, осуществленных таможенными органами страны ввоза, и (или) на основании информации, полученной по запросам, направленным в компетентные органы страны вывоза или страны происхождения товара, выявлено, что сертификат выдан в нарушение требований, установленных Правилами.

Проведение дополнительных исследований и запросов в компетентные национальные органы страны, заверившей представленный сертификат, для подтверждения наличия вышеуказанных обстоятельств визуальным способом, в соответствии с Правилами в обязательном порядке не требуется.

Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 61 ТК ТС, если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством Таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций.

Таким образом, основания для проведения проверочных мероприятий в отношении указанного сертификата о происхождении товаров, признания его недействительным и принятия решения об отказе в предоставлении тарифных преференций в отношении задекларированного ООО «У» товара, у таможни имелись.

Ссылка заявителя на Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран от 12.12.2008, одобренный решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 780, является несостоятельной в связи с тем, что процедуры внутригосударственного согласования указанного Протокола не завершены, и он не был подписан. Соответственно положения данного Протокола не применимы.

Довод в жалобе о том, что спорное решение принято в сроки, не позволяющие ООО «У» восстановить преференциальный режим, несостоятелен ввиду того, что в соответствии со статьей 99 ТК ТС таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. При этом указанный срок не поставлен в зависимость от возможных финансовых рисков участников внешнеэкономической деятельности и достижений предпринимательских целей.

Вместе с тем, не смотря на то, что вышеизложенные доводы заявителя не нашли своего подтверждения, жалоба ООО «У» удовлетворена по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 31 пункта 1 статьи 4 ТК ТС под таможенным контролем понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств – членов Таможенного союза.

Согласно пункту 1 статьи 94 ТК ТС при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств – членов Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.

Объектом таможенного контроля, в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 95 ТК ТС, являются таможенная декларация, документы и сведения о товарах, представление которых предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза.

Пунктом 1 статьи 98 ТК ТС на декларанта и лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, и иных заинтересованных лиц возложена обязанность по представлению таможенным органам документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля.

В силу статьи 99 ТК ТС таможенный контроль после выпуска товаров проводится в формах и порядке, которые установлены главами 16 и (или) 19 ТК ТС.

Статьей 110 ТК ТС установлен перечень форм таможенного контроля, к которому, в том числе, относятся проверка документов и сведений, а также таможенная проверка.

Целью проверки документов и сведений, представленных при совершении таможенных операций, определенной пунктом 1 статьи 111 ТК ТС, является установление достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения и (или) оформления.

В соответствии с пунктом 2 статьи 111 ТК ТС проверка достоверности сведений, представленных таможенным органам при совершении таможенных операций, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений таможенной статистики, обработки сведений с использованием информационных технологий, а также другими способами, не запрещенными таможенным законодательством таможенного союза.

Порядок проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств утвержден приказом ФТС России от 25 августа 2009 г. № 1560 (зарегистрирован Минюстом России 20 ноября 2009 г., № 15262).

Согласно подпункту 2 пункта 7 названого Порядка, одним из направлений проверки является правильность определения страны происхождения товаров. Пунктом 25 указанного Порядка установлено, что результаты проведения проверки оформляются актом проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств. Датой окончания проведения проверки является дата подписания акта.

В соответствии с пунктом 1 статьи 122 ТК ТС целью проведения таможенными органами таможенной проверки является обеспечение соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств – его членов.

Пунктами 10 – 12 статьи 122 ТК ТС установлено, что порядок проведения таможенной проверки определяется главой 19 ТК ТС, результаты таможенной проверки оформляются документом в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза, порядок принятия решений по результатам таможенной проверки определяется законодательством государств – членов Таможенного союза.

Частями 1, 5 статьи 178 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон о таможенном регулировании) определено, что результаты таможенной проверки оформляются актом камеральной таможенной проверки или актом выездной таможенной проверки. В случае выявления неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов на основании акта таможенной проверки начальник (заместитель начальника) таможенного органа, проводившего проверку, либо лицо, им уполномоченное, одновременно принимает соответствующее решение (соответствующие решения) в сфере таможенного дела, если принятие такого решения (таких решений) входит в его компетенцию.

В соответствии со статьей 110 Федерального закона о таможенном регулировании таможенные органы осуществляют контроль правильности определения страны происхождения товаров в целях обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в случаях, когда применение таких мер зависит от страны происхождения товаров, до и после выпуска товаров.

По результатам осуществления контроля правильности определения страны происхождения товаров таможенный орган принимает решение о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Если в ходе контроля правильности определения страны происхождения товаров таможенным органом обнаружено, что не соблюдены условия предоставления тарифных преференций, установленные таможенным законодательством Таможенного союза, таможенный орган в установленном порядке принимает решение об отказе в предоставлении тарифных преференций.

Порядок принятия решений о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций (далее – Порядок), утвержден приказом ФТС России от 2 августа 2012 г. № 1565 (зарегистрирован Минюстом России 27 августа 2012 г., рег. № 25268).

В соответствии с пунктами 19, 21 Порядка, если по результатам проведенного после выпуска товаров таможенного контроля обнаружено, что заявленные сведения о стране происхождения товаров являются недостоверными, в том числе если заявленные сведения о стране происхождения товаров основаны на иных критериях, чем те, применение которых предусмотрено международными договорами государств – членов Таможенного союза, регулирующими вопросы правил определения страны происхождения товаров, или что условия предоставления тарифных преференций, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза, не соблюдены, уполномоченное должностное лицо принимает решение по форме согласно приложению № 1 к указанному приказу.

Таким образом, основанием для принятия решения о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций является установление по результатам таможенного контроля вышеуказанных фактов. При этом, исходя из положений пункта 22 Порядка, данное решение принимается при проведении таможенного контроля после выпуска товаров в форме проверки документов и сведений или таможенной проверки после оформления результатов проверки.

Из материалов по жалобе следует, что требования статей 111, 122 ТК ТС и Порядка, утвержденного приказом ФТС России от 2 августа 2012 г. № 1565, таможней не соблюдены, результаты таможенного контроля в соответствующих актах не зафиксированы. Соответственно, процедура принятия обжалуемого решения нарушена.

При таких обстоятельствах, решение таможни об отмене тарифных преференций в отношении задекларированного ООО «У» товара было отменено ФТС России.

Льготы для вкладчиков

Налоговые льготы — очередной способ стимулирования зарубежных владельцев капитала. Предоставление иностранным инвесторам льготных кредитов или гарантий по кредитам является для них отличной финансовой мотивацией.

Размер и условия предоставления льгот зависят от доли вкладчика в уставном капитале организации. Согласно ст. 5. закона «Об иностранных инвестициях в РФ», если инвестор владеет 10% и более доли в уставном капитале организации, то при реинвестировании он может пользоваться всеми льготами, перечисленными в этом законе. Аналогичные условия распространяются на российские компании, получающие статус организации с заграничными вкладами.

Кроме того, льготы для иностранных инвесторов могут быть нетарифного характера. Например, если капитал компании на 30% состоит из зарубежных инвестиций, она вправе экспортировать произведенную продукцию без лицензии.

Региональные льготы

Федеральные власти допускают, чтобы органы самоуправления субъектов РФ в пределах своих полномочий на региональном уровне:

  • предоставляли зарубежным вкладчикам льготы и гарантии;
  • финансировали и иными способами поддерживали инвестиционные проекты иностранных вкладчиков.

Для этого они могут использовать местные бюджетные средства, бюджеты субъектов РФ и внебюджетные материальные ресурсы.

Налоговые уступки для резидентов особых экономических зон

Как сообщается на , для резидентов особых экономических зон предусмотрены специальные льготы. Так, они облагаются пониженными налоговыми ставками на прибыль, на 5-10 лет (в зависимости от зоны) освобождаются от уплаты налога на имущество, если оно создано или куплено для ведения бизнеса на территории зоны, находится и используется в пределах этой зоны;

Некоторые субъекты РФ освобождают резидентов от уплаты транспортного налога.

На федеральном уровне вкладчики на срок от 5 до 10 лет могут быть освобождены от уплаты земельного налога, если участок находится на территории особой зоны.

Кроме того, некоторые инвесторы могут получить дополнительные льготы в виде ускоренной амортизации и пониженных тарифов страховых взносов.

Льготы для предпринимателей, занимающихся определенными видами деятельности

Ст. 16. закона об инвестициях содержит перечень льгот при уплате таможенных платежей и другие уступки. Чтобы их получить, инвесторы должны реализовать приоритетные инвестиционные проекты (крупные вложения в производственную и социальную инфраструктуру, высокотехнологичные секторы обрабатывающей промышленности) в согласии с таможенным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах.

Так, ввоз в РФ оборудования и запчастей к нему не облагается налогами, если это имущество является вкладом в уставной капитал организации.

Привилегии для резидентов «Сколково»

Выгодно ли инвесторам участвовать в проекте «Сколково»? В последние годы этот комплекс стал центром российской инфраструктуры развития научно-технических инноваций. Участников проекта ожидают привлекательные налоговые уступки.

К тому же, согласно поправкам к закону от 28.09.2010 №244-ФЗ «Об инновационном », предельная доля участия заграничных юридических лиц в уставном капитале малых и средних предприятий возросла с 25 до 49%.

Мнения разделились

Объектом повышенного внимания выступает тема предоставления преференций для иностранцев, осуществляющих вложения в экономику нашей страны. Можно выделить две диаметрально противоположные точки зрения на данную проблему.

  • Первая заключается в том, что оказание мер поддержки внешней инвестиционной деятельности целесообразно и может отразиться положительным образом на экономике страны, увеличивая приток капитала.
  • Представители же второй точки зрения считают, что налоговые льготы для иностранных инвесторов следует отменить, т.к. они не только неэффективны, но даже вредны, создавая неравные условия конкуренции.

Принципы налогообложения иностранных инвесторов

Как указано в ст. 246 Налогового кодекса РФ, инвесторы, ведущие бизнес в России через представительство и получающие доход, должны уплачивать налог на прибыль. Налоговые агенты обязаны вовремя перечислять налоги в бюджеты или внебюджетные фонды, информировать налоговиков о невозможности взыскать налог с налогоплательщика, учитывать выплаченные налогоплательщикам доходы и т. д.

Юридические лица, который получают инвестиции из-за рубежа, должны своевременно предоставлять в Банк России данные о прямых инвестициях, в том числе идентификационный код прямого инвестора в иностранном государстве и другие сведения о предприятии прямого инвестирования. Неисполнение или ненадлежащее исполнение этих обязанностей считается нарушением законодательства РФ.

Чтобы привлечь инвестиции и увеличить налогооблагаемую базу, некоторые субъекты РФ (Новгородская и Тверская области, Чувашия, Татарстан, Санкт-Петербург и Екатеринбург) практикуют налоговые каникулы для иностранных инвесторов — полное или частичное освобождение от уплаты налога на прибыль на определенный период после вложения средств. Временное ограничение притока денег в бюджет компенсируется благодаря созданию дополнительных рабочих мест, развитию инфраструктуры и производства, внедрению передовых технологий.

Ознакомьтесь подробнее с информацией о .

Виды налогового стимулирования

Все инвестиционные льготы подразделяются на несколько видов:

  • сниженные ставки большинства налогов;
  • освобождение от таможенных пошлин;
  • так называемые «налоговые каникулы» (определенный срок, в течение которого можно не платить взносы);
  • инвестиционные налоговые кредиты;
  • создание специальных зон для производства экспортно-ориентированной и высокотехнологичной продукции, и др.

Рассмотрим механизм предоставления указанных преференций более подробно.

О правах иностранных инвесторов

Зарубежный вкладчик обладает немалой свободой действий на территории РФ. Например, он

вправе приобретать акции коммерческих организаций и государственные ценные бумаги, принимать участие в приватизации объектов собственности, арендовать земельные участки, использовать недвижимость и природные ресурсы страны. Более того, в российском законодательстве содержатся основные гарантии прав заграничных вкладчиков на территории государства.

В соответствии с законами РФ, иностранный инвестор имеет право вывезти из страны имущество и информацию, первоначально ввезенные в Россию в качестве иностранной инвестиции.

В этом случае на него не распространяются принципы квотирования, лицензирования и применения других мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности.

Рассмотрим подробнее основные права зарубежных вкладчиков.

Суброгация

Главная проблема международного инвестиционного права — обеспечение защиты вкладов. Ни один инвестор, вкладывающий капитал в нестабильную российскую экономику, не застрахован от применения ограничений или мер принудительного изъятия: национализации, реквизиции и т.д.

В какой-то мере защитить права иностранного инвестора может принцип суброгации, который действует в инвестиционном законодательстве праве отдельных стран и международном праве.

Риски могут быть политическими/некоммерческими (военные действия, гражданские беспорядки, национализация и другие формы принудительного изъятия собственности). Обычно страхованием инвестиций в этом случае занимаются государственные или международные страховые организации, действующие от имени страны-экспортера капитала.

Схема гарантирования инвестиций на национальном и международном уровнях подразумевает заключение страхового договора между инвестором и гарантирующим органом.

Компенсация при реквизиции или национализации

В целом имущество вкладчиков нельзя изъять, реквизировать или национализировать. Инвесторы вкладчики вправе требовать возмещения убытков, понесенных из-за незаконных действий или бездействия государственных органов и должностных лиц.

При реквизиции или национализации имущества иностранному инвестору выплачивается полная стоимость реквизируемого имущества и другие убытки. Если обстоятельства, в связи с которыми производится реквизиция, больше не действуют, зарубежный вкладчик может обратиться в суд с требованием возвратить сохранившееся имущество. При этом он обязан вернуть полученную сумму компенсации, учитывая потери от снижения стоимости собственности.

Компенсация за изъятие инвестиций, предоставленных иностранными инвесторами, должна выплачиваться в предельно короткие сроки, без необоснованной задержки.

Применение стабилизационной оговорки

Для налогообложения инвесторов характерно действие «стабилизационной оговорки» — важной гарантии инвестиций, направленной против ужесточения налогового бремени. Эта особенность налогообложения учитывается и применяется судами, рассматривающими споры, связанные с защитой иностранных инвесторов.

Применение стабилизационной оговорки к иностранному инвестору защищает интересы вкладчика от ужесточения законов страны-реципиента, регулирующих режим инвестиций. Если национальное законодательство изменяется в неблагоприятном для инвестора направлении, он может рассчитывать на отсрочку применения этих изменений.

Впервые стабилизационная оговорка обсуждалась в ст. 14 Закона РСФСР от 26.06.1991 г. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР». Ее применение в новом Законе об иностранных инвестициях зависит от ряда условий. Этот принцип:

  • распространяется на коммерческие организации с заграничными инвестициями в объеме не менее 25% в уставном капитале и на инвесторов/организации, вложивших средства в приоритетные проекты.
  • применяется при ужесточении совокупной налоговой нагрузки или режима запретов и ограничений в отношении зарубежных вкладов по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом, действовавшими на дату начала финансирования проекта;
  • гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта (не более 7 лет со дня начала инвестирования капитала в проект).

Использование доходов от инвестиций

Иностранный инвестор может свободно использовать свои доходы и прибыли на территории РФ для любых не противоречащих российскому законодательству целей. Перевод за пределы РФ доходов, прибыли и других полученных средств в иностранной валюте, а также реинвестирование полученной прибыли инвесторами нерезидентами относится к основным правам вкладчиков.

Доходами от инвестиций считаются:

  • прибыль, дивиденды, проценты;
  • денежные суммы, полученные во исполнение обязательств по договорам и другим сделкам;
  • средства, полученные вкладчиком после ликвидации компании или отчуждения вложенного имущества, имущественных прав и интеллектуальных прав;
  • компенсации, предусмотренные ст. 8 закона об иностранных инвестициях.

Как осуществляется правовое регулирование иностранных инвестиций

В связи с возможным возникновением проблем в инвестиционном праве законодательство РФ регулирует правоотношения в сфере вложения заграничного капитала. Зарубежные инвесторы и коммерческие организации, получившие инвестиции, подчиняются общим и специальным нормам налогового законодательства России (Налоговый Кодекс, федеральные законы, инструкции МНС и Госналогслужбы России.).

Правоотношения в этой сфере также координируются международными договорами. При этом нужно учитывать, что нормы международных соглашений важнее требований российского законодательства.

Международно-правовое регламентирование вкладов

Главными документами в сфере инвестиционной деятельности считается Вашингтонская конвенция (18.03.1965) «О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами иностранными лицами» и Сеульская конвенция (11.10.1985) «Об учреждении Многостороннего Агентства по гарантиям инвестиций».

Механизм защиты прав иностранных инвесторов по Сеульской конвенции позволяет им застраховать свои вклады в Многостороннем агентстве по гарантиям инвестиций (МАГИ) от утраты инвестиций в результате:

  • войн/гражданских беспорядков;
  • национализации;
  • нарушения договора государством-реципиентом (в области концессионных соглашений);
  • запрета государства на конвертацию местной валюты в свободно конвертируемую.

В случае наступления указанных условий МАГИ выплачивает инвестору компенсацию и перенимает право требования к принимающему государству. Частноправовой конфликт становится публично-правовым спором между агентством и страной-реципиентом. Объем страхового возмещения определяется условиями договора страны с МАГИ.

Внутригосударственное регулирование инвестиций

Зарубежные вкладчики обладают почти такими же правами, что и резиденты РФ. Государственные гарантии правовой защиты деятельности иностранных инвесторов в России регламентируются Федеральным законом от 09.07.1999 № 160-ФЗ (в ред. от 18.07.2017) «Об иностранных инвестициях в РФ».

Национальное регулирование основывается на использовании норм административного и гражданского права, а также специальных законов, регулирующих инвестиционную деятельность.

Российское законодательство предоставляет прямым иностранным инвесторам гарантии с учетом взаимных интересов, обеспечивает отсутствие дискриминации, содержит многочисленные положения о защите от разного рода рисков, подробно оговаривает условия национализации частной собственности, предоставляет благоприятные налоговые, таможенные и административные льготы.

Следует также упомянуть, какие гарантии прав иностранных инвесторов содержит Конституция РФ. Согласно положениям ч. 4 ст. 15 этого документа, международные договоры — составная часть правовой системы страны. Это значит, что гарантировать заграничных вкладчиков призваны договоры с другими государствами о поощрении и взаимной защите инвестиций, соглашения об избежании двойного налогообложения, подписанные Российской Федерацией, и другие нормативные акты.

Варианты создания предприятий с иностранными инвестициями

Иностранцы, желающие создать ПИИ, могут пойти по одному из возможных путей. Первый способ предусматривает, что уставный капитал будет на 100 % состоять из средств учредителя. В этом случае возможны два варианта:

  • Организация фирмы с нуля, в том числе дочерних предприятий с правом юридического лица.
  • Покупка уже существующего российского предприятия.

Для госрегистрации компании нерезидент должен подать заявление, заверенные у нотариуса учредительные документы (2 экземпляра), подтверждение юридического адреса, выписку из торгового реестра страны проживания, оплатить пошлину и регистрационный сбор.

Второй способ применим к уже действующим компаниям. Создание предприятий с иностранными инвестициями связано с долевым участием в бизнесе. Чтобы организация получила статус КОИИ, инвестору-иностранцу достаточно приобрести не менее 10 % акций ее уставного капитала.

Ст. 4 Федерального закона РФ № 160-ФЗ от 09.07.1999 г., предоставляет право уже действующим КОИИ открывать структурные подразделения вне места нахождения головной компании. Для аккредитации таких структур потребуется подать заявление, предъявить учредительные документы с положением о филиале, выписки о решении его открытия и др.

Порядок регистрации

Как зарегистрировать предприятие с иностранными инвестициями

Закон РФ 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 г. (в ред. 03.08. 2021 г.) четко указывает, какой регистрационный орган осуществляет регистрацию юридических лиц с иностранным капиталом. Это ФНС (ст. 2).

Госуслуга предоставляется через инспекции на местах. Адреса и контактные данные указаны на сайте ФНС РФ https://www.nalog.ru/.

Алгоритм действий при этом следующий:

  1. Определить организационно-правовую форму бизнеса и придумать название будущей фирмы.
  2. Оформить решение о создании компании.
  3. Найти юридический адрес.
  4. Подготовить устав.
  5. Уплатить пошлину.
  6. Подать заявление и пакет бумаг в инспекцию ФНС. Это можно сделать лично, а также на сайте ФНС, через “Госуслуги” или МФЦ.

Регистрация, внесение записи в реестр и оформление бумаг занимает 3-5 дней с момента принятия заявления. Подробную информацию о том, как узаконить иностранному гражданину свой бизнес в РФ, можно найти в статье «Регистрация ООО с иностранным учредителем».

Приобретение доли или компании целиком

Законы РФ никоим образом не дискриминирует права иностранцев — физических и юридических лиц — на куплю-продажу имущества и ценных бумаг на территории России, в том числе на приобретение контрольного пакета акций или предприятий целиком. При покупке доли или уже созданной российской компании должна заключаться сделка по переходу собственности на долю или предприятие полностью. После этого необходимо зарегистрировать изменения в составе акционеров и уставного капитала. Договор оформляется на русском и иностранном языке.

Покупатель-иностранный предприниматель, имеющий намерение инвестировать в основной капитал, должен внести деньги или имущество в установленные сроки. Оплата возможна также путем внесения имущества – например, импортного оборудования.

Продажа доли в российском ООО нерезиденту РФ

Процедура покупки нерезидентом РФ доли в уставном капитале ПИИ ничем не отличается от совершения такой сделки гражданами РФ. Для ее оформления следует подготовить официальные бумаги — нотариально заверенный договор купли-продажи, решение общего собрания, список учредителей, решение о согласии на крупную сделку или справку о непревышении суммы в 25 % от стоимости имущества и др. От иностранца с правами юридического лица требуется предоставить выписку из торгового реестра.

При приобретении иностранцем 5% и более акций уставного капитала предприятия стратегического значения покупатель обязан в течении 45 дней уведомить об этом уполномоченный госорган (Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ в ред. от 03.08. 2021 ).

Способы разрешения споров в России

Если у заграничных вкладчиков возникают споры относительно осуществления инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ, разбирательства проводятся согласно международных договоров Российской Федерации и федеральных законов в:

  • суде;
  • арбитражном суде;
  • международном арбитраже (третейском суде).

Нужно учитывать, что нет единой международной процедуры, регулирующей рассмотрение инвестиционных споров, а также общепризнанного и общеприменимого права.

Антимонопольное законодательство и иностранные вкладчики

Зарубежные инвесторы обязаны соблюдать антимонопольное законодательство РФ. Это означает, что они не будут допускать возникновение нечестной конкуренции и ограничительной деловой практики. К подобным действиям относятся:

  • создание коммерческой организации с зарубежными инвестициями или филиала заграничного юридического лица для производства товара, пользующегося повышенным спросом, и последующая самоликвидация с целью внедрить на рынок аналогичный товар иностранного происхождения;
  • злонамеренное соглашение о ценах/распределении рынков сбыта товара/участии в торгах (аукционах, конкурсах).
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]