Рейтинг стран мира по уровню прямых иностранных инвестиций
В методологии Международного валютного фонда (МВФ), который ежегодно рассчитывает объёмы прямых иностранных инвестиций на международном уровне, указывается, что иностранные инвестиции могут считаться прямыми иностранными инвестициями в том случае, если они подразумевают приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли в уставном капитале коммерческой организации на территории государства-реципиента инвестиций и позволяют инвестору (или его представителю) оказывать стратегическое влияние на инвестируемые предприятия, включая частичный или полный контроль над ними. На практике, однако, в некоторых странах доля в 10% в уставном капитале инвестируемого предприятия считается недостаточным для установления эффективного контроля над управлением или демонстрации долговременной заинтересованности инвестора. Таким образом, прямые иностранные инвестиции в целом должны быть достаточно крупными и долгосрочными для того, чтобы позволить иностранному инвестору установить эффективный контроль над управлением инвестируемым предприятием и обеспечить его долговременную заинтересованность в успешном функционировании и развитии этого предприятия. При этом длительный срок капиталовложений в рамках ПИИ ограничивает для инвесторов возможности быстрого ухода с рынка и тем самым усиливает к ним интерес стран-импортёров ПИИ. Во многих странах реализация инвестиционных проектов с участием иностранного капитала регулируется законодательно, а в структуре исполнительной власти, как правило, присутствует государственный орган, ответственный за выработку и реализацию государственной политики в области инвестиций.
Основным стимулом интенсивного развития международного инвестиционного процесса является необходимость крупного бизнеса повышать свою конкурентоспособность на международном уровне посредством расширения деятельности на новых рынках, рационализации производства, снижения издержек, диверсификации рисков и получения доступа к ресурсам и стратегическим активам в экономиках разных государств. В настоящее время основным субъектом ПИИ являются международные компании и финансовые группы.
Основу данных о ПИИ в экономиках разных государств составляют периодические выпуски статистических отчётов серий «Balance of Payments Statistics» Международного валютного фонда, «World Development Indicators» Всемирного банка, «World Investment Report» Конференции Организации Объединённых Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД), а также ежегодные экономические отчёты национальных статистических институтов, данные из которых аккумулируются указанными международными организациями.
Позиции России в рейтинге Doing Business
В 2012 году Президент РФ Владимир Путин поставил цель и задачу в «майских указах» перед чиновниками и государством, к 2021 году войти в топ 20 стран рейтинга Doing Buisness. Именно с этого момента позиции России в рейтинге Doing Business начали из года в года расти. Однако, России так и не удалось попасть в топ 20 стран, так он занимала 35 место в 2021 году, 31 место — в 2021, и 28 место — в 2021 году. Ниже вы можете на графике проследить позиции России в рейтинге Doing Business с 2006 года по 2021 год.
Далее привожу подробный анализ позиций России в рейтинге Doing Business по основным индикаторам рейтинга также с 2006 по 2020 годы. Наибольших успехов на 2021 год Россия достигла в показателях «Подключение к электросетям» и «Регистрация собственности» — 7-е и 12-е места соответственно. Хуже всего дела обстоят с индикатором «международной торговли», здесь Россия занимает лишь 99-е место по состоянию на 2021 год.
Doing Business | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |
Позиция в общем рейтинге | 79 | 96 | 106 | 120 | 116 | 124 | 120 | 112 | 92 | 62 | 51 | 35 | 35 | 31 | 28 |
Регистрация предприятий | — | 33 | 50 | 65 | 104 | 106 | 111 | 101 | 88 | 34 | 41 | 26 | 28 | 32 | 40 |
Получение разрешений на строительство | — | 163 | 177 | 180 | 182 | 179 | 178 | 178 | 178 | 156 | 119 | 115 | 115 | 48 | 26 |
Подключение к электросетям | — | — | — | — | — | 183 | 183 | 184 | 141 | 143 | 29 | 30 | 10 | 12 | 7 |
Наем рабочей силы | — | 87 | 101 | 101 | 109 | — | — | — | |||||||
Регистрация собственности | — | 44 | 45 | 49 | 45 | 51 | 45 | 46 | 17 | 12 | 8 | 9 | 12 | 12 | 12 |
Кредитование | — | 159 | 84 | 109 | 87 | 96 | 98 | 104 | 55 | 61 | 42 | 44 | 29 | 22 | 25 |
Защита инвесторов | — | 60 | 83 | 88 | 92 | 108 | 111 | 117 | 115 | 100 | 66 | 53 | 51 | 57 | 72 |
Налогообложение | — | 98 | 130 | 134 | 103 | 107 | 105 | 64 | 56 | 49 | 47 | 45 | 52 | 53 | 58 |
Международная торговля | — | 143 | 155 | 161 | 162 | 166 | 160 | 162 | 157 | 155 | 138 | 140 | 100 | 99 | 99 |
Обеспечение исполнения контрактов | — | 25 | 19 | 18 | 18 | 19 | 13 | 11 | 10 | 14 | 5 | 12 | 18 | 18 | 21 |
Ликвидация предприятий | — | 81 | 80 | 89 | 93 | 103 | — | — | |||||||
Разрешение неплатёжеспособности | — | — | — | — | — | 60 | 60 | 53 | 55 | 65 | 51 | 51 | 54 | 55 | 57 |
Польша
Население: 38.0 млн
ВВП: $524.5 млрд
Рост ВВП: 5.1%
Экономика Польши является социально-ориентированной рыночной экономикой.
Шестая по величине экономика в Европейском союзе и самая большая среди бывших членов восточного блока и новых членов Европейского Союза.
По стоянию на 2021 год, польская экономика стабильно росла в течение последних 28 лет, что является рекордным показателем в
Саудовская Аравия
Население: 32.9 млн
ВВП: $683.8 млрд
Рост ВВП: 2.2%
Саудовская Аравия с её колоссальными запасами нефти — основное государство Организации стран — экспортёров нефти (ОПЕК).
Экономика Саудовской Аравии базируется на нефтяной промышленности, которая составляет 45 % валового внутреннего продукта страны.
75 % доходов бюджета и 90 % экспорта составляет экспорт нефтепродуктов.
Коста-Рика
Население: 4.9 млн
ВВП: $57.1 млрд
Рост ВВП: 2.7%
Экономика Коста-Рики базируется на туризме, сельском хозяйстве и производстве и экспорте электроники (микропроцессоров и медицинских приборов).
Иностранных инвесторов привлекает политическая стабильность, квалификация рабочей силы, а также налоговые льготы.
Отрицательные факторы
Инвестиционную привлекательность РФ до сих пор трудно назвать образцово-показательной. Это связано с рядом серьезных проблем, существующих в государстве на протяжении длительного времени.
Прежде всего следует сказать, про странную экономическую политику, проводимую соответствующими министерствами Правительства России. Ее корни следует искать в 90-х годах, когда государство было отдано на откуп либералам. Их вера в то, что свободный рынок способен себя полностью регулировать полностью провалилась. После прихода к власти В.В. Путина Российская Федерация в целом изменила свой курс. В то же самое время экономический блок Правительства России по-прежнему сформирован старыми либеральными кадрами.
Серьезной проблемой, непосредственно отражающейся на инвестиционной привлекательности Российской Федерации, является высокий уровень коррупции и бюрократии. 2021 год проходит под знаком серьезной и бескомпромиссной борьбы со взяточниками и коррупционерами. Тем не менее на этом фронте страна находится только в начале длительного пути.
Дополнительно следует сказать про существенные несовершенства, которые присутствуют в федеральном и региональном законодательстве, регулирующем инвестиционные правоотношения.
Нельзя также не сказать о недостаточном уровне деловой бизнес-культуры и низкой производительности труда. По этим показателям Российская Федерация серьезно уступает своим западным иностранным партнерам.
Сущность явления
Инвестиционная привлекательность страны является показателем, характеризующим текущую политическую и экономическую ситуацию в ней в целом, а также ее отдельные составные части. Среди них можно выделить:
- инвестиционный климат;
- стабильность политической системы;
- существующую систему налогообложения;
- нормативно-правовую базу;
- существующие риски;
- структуру и объем внутреннего рынка;
- степень финансового суверенитета;
- динамику стоимости национальной валюты;
- развитость элементов инфраструктуры;
- наличие собственной сырьевой базы;
- прочие факторы.
Рассматривая инвестиционную привлекательность страны, также обязательно следует учитывать основные макроэкономические показатели.
Развитие инвестиционной привлекательности
Чтобы выправить ситуацию в стране, Минфин разработал инновационную реформу «модельного» бюджета. Регионы будут получать субсидии, определенные по специальному общероссийскому нормативу с корректировкой на особенности региональной специфики. Для каждого региона модель финансирования будет сопоставляться с реальным бюджетом. Данная модель позволит отследить, в каком регионе неэффективно используются и расходуются средства, и где из областей планировать повышение трансфертов.
Модель частично применена в 2017-м году: примерно 20% всех субсидий распределено по модельному принципу. В 2018-м — уже 30% бюджета было распределено в формате модельного финансирования. Результаты уже есть: более половина регионов, которая дотировалась из бюджета, распределяла бюджетные дотации нерационально, вследствие чего финансирование было урезано. В неблагоприятные с точки зрения рисков регионы вошли Калининградская область, Чукотка, Ингушетия, Севастополь и другие области.
Итоговый рейтинг топ-10 инвестиционной привлекательности регионов на 2018–2019 гг. выглядит следующим образом.
Область/ регион | Рейтинг 2021 года | Рейтинг 2021 года | Индекс 2021 года |
Москва | 1 | 2 | 283,6 |
Республика Татарстан | 2 | 3 | 283,3 |
Тюменская область | 3 | 1 | 282,6 |
Калужская область | 4 | 13 | 279,7 |
Санкт-Петербург | 5 | 4 | 276,6 |
Тульская область | 6 | 5 | 276,4 |
Московская область | 7 | 9 | 276,2 |
Белгородская область | 8 | 11 | 275,4 |
Ленинградская область | 9 | 12 | 274,8 |
Ульяновская область | 10 | 10 | 273,6 |
В июне 2021 года Агентство стратегических инициатив предоставило суммированные данные по росту привлекательности регионов (см. таблицу). Отмечено, что положительная динамика условий для инвестирования отмечена во всех регионах. Во многих регионах в последние годы создаются специализированные структуры, которые улучшают условия развития региона. Это фонды развития промышленной и инвестиционной деятельности, задача которых предоставлять займы и субсидии для финансирования затрат на возведение и строительство объектов, капстроительство, развитие инфраструктуры и поддержки инновационных стартапов. Одним из наиболее прогрессивных регионов в этом направлении признана Чувашская Республика.
Индия
Население: 1.3 млрд
ВВП: $2.6 трлн
Рост ВВП: 7.0%
За последние два десятилетия экономика Индии испытала стабильный рост, однако, если сравнивать различные социальные группы, географические регионы, и сельскую и городскую местность, экономический рост не был равномерным.
В последнее время, Индия, благодаря наличию большого количества англоговорящих специалистов-профессионалов, стала аутсорсинговым местом назначения для многих мультинациональных корпораций и популярным местом для «медицинского туризма».
Индия также превратилась в значительного экспортёра программного обеспечения, а также финансовых и технологических услуг.
Люксембург
Население: 599 400
ВВП: $62.4 млрд
Рост ВВП: 2.6%
Люксембург — одна из богатейших стран Европы с высочайшим уровнем жизни. В городе Люксембург располагаются многие организации ЕС.
Благодаря выгодным условиям и офшорной зоне в столице размещены около 1000 инвестиционных фондов и более 200 банков — больше, чем в любом другом городе мира.