Дивиденды Аэрофлота 2021: размер и дата выплаты + прогноз


Дивидендная политика

«Аэрофлот» летом 2014-го принял Положение о дивидендной политике, выплаты идут раз в год.
Базисом для расчета дивидендов с 2015 стала чистая прибыль по стандартам МСФО (ранее – по РСБУ). Разработана система коэффициентов для определения доли распределяемой на дивиденды прибыли, учитывающая итоги финансово-хозяйственной деятельности в отчетном году, текущую долговую нагрузку и среднесрочный финансовый план:

  • обеспечение инвестиций источниками финансирования;
  • обеспечение основного долга источниками погашения;
  • долговая нагрузка.

Совет директоров «Аэрофлота» учитывает при принятии решения следующие факторы:

  • чистую прибыль;
  • финансовые источники для выплаты;
  • запланированные капитальные вложения;
  • объем финансирования дочерних предприятий.

На данный момент закреплены выплаты в размере 25 %. При отклонении коэффициентов от заданных значений доля распределяемой чистой прибыли снижается до 20 или 15 %. С 2021 г., согласно государственным директивам, на выплаты направляется 50 % чистой прибыли.

В отличие от других госкорпораций «Аэрофлот» не стал оспаривать директиву и попал в уникальную ситуацию по сравнению с ведущими мировыми авиакомпаниями. C Etihad, Qatar Airways, Emirates не берут дивиденды, государство, наоборот, дотирует компании, чтобы обеспечить реинвестирование прибыли. Ни одна авиакомпания (включая европейские) не направляет на дивиденды более 7 % чистой прибыли.

Как и где покупать акции Аэрофлота

Чтобы купить акции Аэрофлота и получить по ним дивиденды, нужно открыть брокерский счет у любого брокера, который имеет выход на Московскую биржу. Акции Аэрофлота торгуются именно на фондовой секции Мосбиржи под тикером AFLT.

Акции на Мосбирже торгуются лотами. В одном лоте Аэрофлота находится 10 акций компании. Следовательно, при текущей стоимости акции минимальная стоимость покупки «пакета» – 1009,6 рублей.

Реестр акционеров закрывается 5 июля. При учете режима торгов Т+2 последний день для покупки под дивиденды – 3 июля.

При получении дивидендов с вас будет удержан налог – 13%. Дивиденды придут на счет уже без учета налога – т.е. по факту вы получите на руки не 2,6877 рублей, а 2,3382 рубля на одну акцию (или 23,382 на один лот).

Дивиденды обычно зачисляются в течение 1-2 месяцев на брокерский счет, счет в банке или ИИС – всё зависит от вашего брокера.

Все дивиденды компании за последние 10 лет

Дивидендная история «Аэрофлота» берет начало в 2000 году. При наличии чистой прибыли выплаты шли стабильно. 2014–2015 стали сложными для компании, выплат не было. В 2021 и в 2021 году начислены максимальные за всю историю дивиденды.

За какой годДата закрытия реестраОбщая сумма дивидендов, млрд руб.Процент чистой прибыли, направленной на дивидендыДивиденды на 1 акцию, руб.Доходность на акцию, %Изменение к предыдущему году
20192,9950%2,692,57%-78,98%
20185 июля 201914,2250%12,89,15%-26,74%
201714 июля 201819,450%17,477,77%
2016
2015-100%
20148 июля 20152,7825%2,494,36%114,71%
20136 мая 20141,2926%1,162,19%-35,65%
201210 мая 20132,0112,20%1,813,93%66,63%
201111 мая 20121,2113,21%1,091,58%210,29
20104 мая 20110,3913,59%0,340,58%92,35%
20095 мая 20100,218,44%0,180,52%-86,70%

Дивидендная история Аэрофлота

Однако дела у компании идут не очень хорошо, и стабильностью в области выплат главный авиаперевозчик страны не радует. Дивиденды платятся нерегулярно и нет положительной динамики их роста.

Так, за 2014 и 2015 дивиденды вообще не были выплачены. В 2017 за 2021 год дивиденды были рекордными – целых 17,48 рублей на акцию. За 2017-ый размер уже был несколько скромнее – 12,81 рубль, но всё равно хорошо.

В 2021 году Аэрофлот платит дивиденды по итогам 2021 года, и тут всё грустно – всего 2,69 рублей на одну акцию.

Доходность акций

Средняя дивидендная доходность за последние 3 года – 6,5 %. Доходность ЦБ «Аэрофлота» растет, аналитики рекомендуют держать ценные бумаги и обещают хороший потенциал роста.

Факторы, которые могут положительно сказаться на котировках, стать драйверами выручки и привести к росту дивидендов:

  • экспансия бизнеса (рост пассажиропотока, увеличение доли рынка, открытие новых хабов и направлений полетов);
  • прогнозное восстановление прибыли до 19 млрд руб. благодаря сдерживанию роста подконтрольных затрат;
  • повышение стратегических целей на ближайшие 5 лет.

Факторы, которые могут отрицательно повлиять на котировки акций и размер дивидендов «Аэрофлота»:

  • снижение загрузки самолетов и спроса на авиабилеты (пассажиропоток растет медленнее, чем у конкурентов);
  • запрет полетов в США из-за санкций;
  • рост цен на авиационное топливо на 10,2 % на фоне снижения цен на нефть;
  • снижение спроса на международные перелеты при падении курса национальной валюты;
  • риск государственного вмешательства (основной акционер устанавливает размер чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов).

На доходность активов «Аэрофлота» влияют не только дивиденды, но и колебания котировок на бирже. С 30 мая наблюдается стабильный рост стоимости. По итогам торгов 21 июня 2021 стоимость одной акции составила 100,4 руб. Аналитики прогнозируют дальнейший рост. «ВТБ Капитал» предсказывает 130 руб., «Атон» – 125, Refinitive – 120.

Пока перспективы доходности лучше ретроспективы. Но стоит учитывать, что принятая стратегия развития увеличит чистый долг в ближайшую перспективу. Положительный эффект от роста пассажиропотока и открытия новых хабов проявится нескоро. Хорошей дивидендной доходности от вложений в акции «Аэрофлота» не стоит ждать раньше, чем через несколько лет.

Как приобрести акции и получать дивиденды

Физические лица имеют свободный доступ к приобретению акций «Аэрофлота». Для этого достаточно выбрать брокера и заключить с ним договор.

Лучшие брокеры

Условия и порядок покупки ценных бумаг оговариваются непосредственно с выбранной компанией. Вот список надежных брокеров.

Надежные российские брокеры

НазваниеРейтингПлюсыМинусы
Финам8/10Самый надежныйКомиссии
Открытие7/10Низкие комиссииНавязывают услуги
БКС7/10Самый технологичныйНавязывают услуги
Кит-Финанс6.5/10Низкие комиссииУстаревшее ПО и ЛК

Предупреждение о Форекс и БО

Хочу напомнить, что Форекс и бинарные опционы не имеют никакого отношения к покупке акций, хоть эти слова и могут встречаться в одной статье. Форекс – это межбанковский рынок обмена валюты; торговля бинарными опционами предполагает короткие сделки, где необходимо сделать ставку на рост или падение инструмента. Есть ли там заработок? Возможно, но не стоит забывать, что он связан с высоким риском.

Основные финансовые показатели «Аэрофлота»

млн руб., если не указано иное4К 20184К 2017Изм., %20182017Изм., %
Выручка145 225128 16113,3%611 570532 93414,8%
Операционные расходы162 414129 61225,3%591 913492 52320,2%
EBITDA-13 8672 221-724,4%32 56954 495-40,2%
Маржа EBITDA-9,5%1,7%-11,3%5,3%10,2%-4,9%
Чистая прибыль (убыток)-15 901-4 277271,8%6 58922 872-71,2%
EPS, руб.-15-4247,6%6,021,3-71,8%
CFO-16 586-7 418123,6%19 49547 432-58,9%
4К 20183К 20184К 2017Изм., к/кИзм., YTD
Чистый долг63 58235 90048 96177%30%

Источник: данные

Ранее Аэрофлот подписал контракт на сумму свыше 5 млрд.долл. на лизинг 50 самолетов МС-21 в 2020-2026 году, и должен был стать его 1-м крупнейшим эксплуатантом, но начало серийного производства самолетов МС-21 было недавно отложено на год с конца 2021 до конца 2020 года из-за санкций. Мы не считаем эту новость негативной, так как полагаем, что увеличение доли самолетов российского производства (с учетом аренды дополнительных 100 самолетов SSJ-100) может в перспективе снизить операционную рентабельность авиаперевозчика. В Красноярском хабе компания планирует использовать Boeing 737 и Сухой Суперджет.

Дивиденды «Аэрофлота»

Согласно дивидендной политике Аэрофлота, целевая норма дивидендных выплат составляет 25% чистой прибыли по МСФО с учетом ожидаемой динамики доходов, инвестиций, а также долговой нагрузки. По итогам 2021 года компания выплатила 50% прибыли по МСФО в рамках директивы правительства по дивидендам для госкомпаний, по итогам 2017 года — 62% прибыли по МСФО или 50% прибыли по РСБУ.

В этом сезоне акции Аэрофлота будут непривлекательны по дивидендному критерию. При распределении 50% прибыли по МСФО DPS 2018П может составить 2,6 руб. (-80% г/г) с доходностью 2,6% в сравнении с 8,5% в среднем по платежам за 2016-2017 гг.

Ниже приводим исторические и прогнозные данные по дивидендам Аэрофлота:

Источник: данные

Прогноз по ключевым финансовым показателям «Аэрофлота»

млрд руб., если не указано иное20170182019П2020П
Выручка532,9611,6673,0720,8
Рост, %7,5%14,8%10,0%7,1%
EBITDA54,532,650,858,0
Рост, %-28,9%-40,2%56,1%14,0%
Маржа EBITDA10,2%5,3%7,6%8,0%
Чистая прибыль22,96,618,825,2
Рост, %-38,9%-71,2%186,0%33,5%
Чистый долг49,063,640,013,3
Ч.долг/ EBITDA0,90 x1,95 x0,79 x0,23 x
DPS, руб.12,82,68,511,3
Норма выплат, % прибыли по МСФО62%50%50%50%
DY9,1%2,6%8,5%11,3%

Источник: данные компании, прогнозы Bloomberg, ГК «ФИНАМ»

Краткое описание эмитента

Аэрофлот – один из крупнейших авиаперевозчиков в России с выручкой 612 млрд руб в 2021 г. Помимо одноименных авиалиний «Аэрофлот», Группе принадлежат авиаперевозчики «Победа» (100%), «Аврора» (51%), «Россия» (75%-1 акция). Доля Аэрофлота на рынке авиаперевозок по пассажиропотоку составляет около 40%. Сеть маршрутов охватывает 57 страны мира и 173 регулярных направлений. Средний возраст самолетов Группы составляет 4,2 года.

Структура капитала. Контрольным пакетом акций, около 55%, владеет государство через Росимущество (51,17% акций) и ГК «Ростех» (3,3% акций). У институциональных инвесторов находится 34,8% пакета акций. Free-float составляет 45%.

Стоит ли брать акции Аэрофлота?

Если говорить на языке цифр, то бизнес Аэрофлота не внушает надежд. 2016-й и 2017-й годы вообще были тяжелыми для авиаперевозчика. Собственный капитал ушел в отрицательное значение (-63,7 млрд рублей в 2021 году против 67,29 млрд в 2016), размер чистого долга увеличился на космическую величину – с 49,8 млрд рублей в 2021 году до 635,4 в 2017-м.

При этом выручка хоть и растет, но чистая прибыль и EBITDA падают. Так, прибыль снизилась с 38,8 млрд рублей в 2021 году до 23 в 2021 и до 5,7 в 2021, EBITDA уменьшилась с 78 до 56 и затем до 33,5 в те же годы.

Денежный поток тоже сокращается – сейчас он составляет 33,5 млрд рублей против 56 в прошлом году и 78 в позапрошлом.

Всё это ведет к сокращению прибыли на акцию. Если в 2021 году на одну акцию приходилось 35,43 рубля, то в 2021 – уже 21,34, в 2021 – всего 6, а по итогам первого квартала 2021 года прибыль приняла отрицательное значение – минус 15,87 рублей.

А вот еще интересная статья: Стоит ли покупать акции Энел Россия под дивиденды в 2021 году?

Мультипликаторы даже смотреть страшно. Если не боитесь – взгляните сами. Помните: такое резкое искажение связано с резким ростом долга.

Такая ситуация связана с многими причинами:

  • удорожание топлива (главным образом, керосина);
  • снижение пассажиропотока – меньше россиян стали летать, особенно за границу;
  • необходимость модернизации устаревшего авиапарка;
  • давление со стороны конкурентов, в том числе мелких авиаперевозчиков, которые на самом деле «отъедают» значительную часть прибыли;
  • отсутствие у Аэрофлота доходных инвестиций и проектов, а также активов, которые можно продать (как в случае с Центральным Телеграфом).

Можно было бы добавить в список причин неэффективный менеджмент, но, как мне кажется, на сжимающемся рынке при отсутствии субсидий и в условиях санкционного давления + удорожания топлива какие-то эффективные решения принимать очень сложно.

С одной стороны, кажется, что сейчас акции Аэрофлота снижаются, и их можно подобрать. Всё-таки это госкомпания, и ее банкротство вряд ли будет допущено.

С другой стороны, акциям есть еще куда падать – и если честно, я удивлен, что падение еще такое сравнительно медленное. Если смотреть мультипликаторы, то Аэрофлот является даже переоцененным. Так что, на мой взгляд, брать акции компании опасно. Если только в расчете на дальнейший рост. Но точно не под дивиденды. А вы как думаете?

Стоит покупать акции Аэрофлота?

  • Да 47%, 49 голосов
    49 голосов 47%

    49 голосов — 47% из всех голосов

  • Нет 31%, 32 голоса

    32 голоса 31%

    32 голоса — 31% из всех голосов

  • Через год — возможно 22%, 23 голоса

    23 голоса 22%

    23 голоса — 22% из всех голосов

Всего голосов: 104

02.07.2019

Оцените статью

[Общее число голосов: Средняя оценка: ]

«Аэрофлот» идет в регионы

Выступая 25 июня перед акционерами, гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев сообщил, что группа планирует создать сеть хабов в регионах России. К осени менеджмент компании должен представить новую стратегию, содержащую предложения по созданию региональных хабов. Но детали он не уточнил.
«В создании региональных хабов есть производственная и бизнесовая логика. «Аэрофлот» покрывает всю территорию России в разных сегментах, и логично, что у него будут хабы не только в столице», — сказал РБК источник, близкий к «Аэрофлоту». По его словам, хаб уже фактически создан в Петербурге, откуда летает «Россия», еще один может появиться в Перми, где осуществляется ремонт самолетов семейства Sukhoi.

Развивать межрегиональные авиаперевозки, минуя Москву, ранее призвал президент Владимир Путин. Согласно его майскому указу, доля региональных перевозок должна возрасти до 50% (сейчас большинство рейсов между регионами осуществляется через Москву).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]