Дивидендная политика
«Аэрофлот» летом 2014-го принял Положение о дивидендной политике, выплаты идут раз в год.
Базисом для расчета дивидендов с 2015 стала чистая прибыль по стандартам МСФО (ранее – по РСБУ). Разработана система коэффициентов для определения доли распределяемой на дивиденды прибыли, учитывающая итоги финансово-хозяйственной деятельности в отчетном году, текущую долговую нагрузку и среднесрочный финансовый план:
- обеспечение инвестиций источниками финансирования;
- обеспечение основного долга источниками погашения;
- долговая нагрузка.
Совет директоров «Аэрофлота» учитывает при принятии решения следующие факторы:
- чистую прибыль;
- финансовые источники для выплаты;
- запланированные капитальные вложения;
- объем финансирования дочерних предприятий.
На данный момент закреплены выплаты в размере 25 %. При отклонении коэффициентов от заданных значений доля распределяемой чистой прибыли снижается до 20 или 15 %. С 2021 г., согласно государственным директивам, на выплаты направляется 50 % чистой прибыли.
В отличие от других госкорпораций «Аэрофлот» не стал оспаривать директиву и попал в уникальную ситуацию по сравнению с ведущими мировыми авиакомпаниями. C Etihad, Qatar Airways, Emirates не берут дивиденды, государство, наоборот, дотирует компании, чтобы обеспечить реинвестирование прибыли. Ни одна авиакомпания (включая европейские) не направляет на дивиденды более 7 % чистой прибыли.
Как и где покупать акции Аэрофлота
Чтобы купить акции Аэрофлота и получить по ним дивиденды, нужно открыть брокерский счет у любого брокера, который имеет выход на Московскую биржу. Акции Аэрофлота торгуются именно на фондовой секции Мосбиржи под тикером AFLT.
Акции на Мосбирже торгуются лотами. В одном лоте Аэрофлота находится 10 акций компании. Следовательно, при текущей стоимости акции минимальная стоимость покупки «пакета» – 1009,6 рублей.
Реестр акционеров закрывается 5 июля. При учете режима торгов Т+2 последний день для покупки под дивиденды – 3 июля.
При получении дивидендов с вас будет удержан налог – 13%. Дивиденды придут на счет уже без учета налога – т.е. по факту вы получите на руки не 2,6877 рублей, а 2,3382 рубля на одну акцию (или 23,382 на один лот).
Дивиденды обычно зачисляются в течение 1-2 месяцев на брокерский счет, счет в банке или ИИС – всё зависит от вашего брокера.
Все дивиденды компании за последние 10 лет
Дивидендная история «Аэрофлота» берет начало в 2000 году. При наличии чистой прибыли выплаты шли стабильно. 2014–2015 стали сложными для компании, выплат не было. В 2021 и в 2021 году начислены максимальные за всю историю дивиденды.
За какой год | Дата закрытия реестра | Общая сумма дивидендов, млрд руб. | Процент чистой прибыли, направленной на дивиденды | Дивиденды на 1 акцию, руб. | Доходность на акцию, % | Изменение к предыдущему году |
2019 | 2,99 | 50% | 2,69 | 2,57% | -78,98% | |
2018 | 5 июля 2019 | 14,22 | 50% | 12,8 | 9,15% | -26,74% |
2017 | 14 июля 2018 | 19,4 | 50% | 17,47 | 7,77% | — |
2016 | — | — | — | — | — | — |
2015 | — | — | — | — | — | -100% |
2014 | 8 июля 2015 | 2,78 | 25% | 2,49 | 4,36% | 114,71% |
2013 | 6 мая 2014 | 1,29 | 26% | 1,16 | 2,19% | -35,65% |
2012 | 10 мая 2013 | 2,01 | 12,20% | 1,81 | 3,93% | 66,63% |
2011 | 11 мая 2012 | 1,21 | 13,21% | 1,09 | 1,58% | 210,29 |
2010 | 4 мая 2011 | 0,39 | 13,59% | 0,34 | 0,58% | 92,35% |
2009 | 5 мая 2010 | 0,2 | 18,44% | 0,18 | 0,52% | -86,70% |
Дивидендная история Аэрофлота
Однако дела у компании идут не очень хорошо, и стабильностью в области выплат главный авиаперевозчик страны не радует. Дивиденды платятся нерегулярно и нет положительной динамики их роста.
Так, за 2014 и 2015 дивиденды вообще не были выплачены. В 2017 за 2021 год дивиденды были рекордными – целых 17,48 рублей на акцию. За 2017-ый размер уже был несколько скромнее – 12,81 рубль, но всё равно хорошо.
В 2021 году Аэрофлот платит дивиденды по итогам 2021 года, и тут всё грустно – всего 2,69 рублей на одну акцию.
Доходность акций
Средняя дивидендная доходность за последние 3 года – 6,5 %. Доходность ЦБ «Аэрофлота» растет, аналитики рекомендуют держать ценные бумаги и обещают хороший потенциал роста.
Факторы, которые могут положительно сказаться на котировках, стать драйверами выручки и привести к росту дивидендов:
- экспансия бизнеса (рост пассажиропотока, увеличение доли рынка, открытие новых хабов и направлений полетов);
- прогнозное восстановление прибыли до 19 млрд руб. благодаря сдерживанию роста подконтрольных затрат;
- повышение стратегических целей на ближайшие 5 лет.
Факторы, которые могут отрицательно повлиять на котировки акций и размер дивидендов «Аэрофлота»:
- снижение загрузки самолетов и спроса на авиабилеты (пассажиропоток растет медленнее, чем у конкурентов);
- запрет полетов в США из-за санкций;
- рост цен на авиационное топливо на 10,2 % на фоне снижения цен на нефть;
- снижение спроса на международные перелеты при падении курса национальной валюты;
- риск государственного вмешательства (основной акционер устанавливает размер чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов).
На доходность активов «Аэрофлота» влияют не только дивиденды, но и колебания котировок на бирже. С 30 мая наблюдается стабильный рост стоимости. По итогам торгов 21 июня 2021 стоимость одной акции составила 100,4 руб. Аналитики прогнозируют дальнейший рост. «ВТБ Капитал» предсказывает 130 руб., «Атон» – 125, Refinitive – 120.
Пока перспективы доходности лучше ретроспективы. Но стоит учитывать, что принятая стратегия развития увеличит чистый долг в ближайшую перспективу. Положительный эффект от роста пассажиропотока и открытия новых хабов проявится нескоро. Хорошей дивидендной доходности от вложений в акции «Аэрофлота» не стоит ждать раньше, чем через несколько лет.
Как приобрести акции и получать дивиденды
Физические лица имеют свободный доступ к приобретению акций «Аэрофлота». Для этого достаточно выбрать брокера и заключить с ним договор.
Лучшие брокеры
Условия и порядок покупки ценных бумаг оговариваются непосредственно с выбранной компанией. Вот список надежных брокеров.
Надежные российские брокеры
Название | Рейтинг | Плюсы | Минусы |
Финам | 8/10 | Самый надежный | Комиссии |
Открытие | 7/10 | Низкие комиссии | Навязывают услуги |
БКС | 7/10 | Самый технологичный | Навязывают услуги |
Кит-Финанс | 6.5/10 | Низкие комиссии | Устаревшее ПО и ЛК |
Предупреждение о Форекс и БО
Хочу напомнить, что Форекс и бинарные опционы не имеют никакого отношения к покупке акций, хоть эти слова и могут встречаться в одной статье. Форекс – это межбанковский рынок обмена валюты; торговля бинарными опционами предполагает короткие сделки, где необходимо сделать ставку на рост или падение инструмента. Есть ли там заработок? Возможно, но не стоит забывать, что он связан с высоким риском.
Основные финансовые показатели «Аэрофлота»
млн руб., если не указано иное | 4К 2018 | 4К 2017 | Изм., % | 2018 | 2017 | Изм., % |
Выручка | 145 225 | 128 161 | 13,3% | 611 570 | 532 934 | 14,8% |
Операционные расходы | 162 414 | 129 612 | 25,3% | 591 913 | 492 523 | 20,2% |
EBITDA | -13 867 | 2 221 | -724,4% | 32 569 | 54 495 | -40,2% |
Маржа EBITDA | -9,5% | 1,7% | -11,3% | 5,3% | 10,2% | -4,9% |
Чистая прибыль (убыток) | -15 901 | -4 277 | 271,8% | 6 589 | 22 872 | -71,2% |
EPS, руб. | -15 | -4 | 247,6% | 6,0 | 21,3 | -71,8% |
CFO | -16 586 | -7 418 | 123,6% | 19 495 | 47 432 | -58,9% |
4К 2018 | 3К 2018 | 4К 2017 | Изм., к/к | Изм., YTD | ||
Чистый долг | 63 582 | 35 900 | 48 961 | 77% | 30% |
Источник: данные
Ранее Аэрофлот подписал контракт на сумму свыше 5 млрд.долл. на лизинг 50 самолетов МС-21 в 2020-2026 году, и должен был стать его 1-м крупнейшим эксплуатантом, но начало серийного производства самолетов МС-21 было недавно отложено на год с конца 2021 до конца 2020 года из-за санкций. Мы не считаем эту новость негативной, так как полагаем, что увеличение доли самолетов российского производства (с учетом аренды дополнительных 100 самолетов SSJ-100) может в перспективе снизить операционную рентабельность авиаперевозчика. В Красноярском хабе компания планирует использовать Boeing 737 и Сухой Суперджет.
Дивиденды «Аэрофлота»
Согласно дивидендной политике Аэрофлота, целевая норма дивидендных выплат составляет 25% чистой прибыли по МСФО с учетом ожидаемой динамики доходов, инвестиций, а также долговой нагрузки. По итогам 2021 года компания выплатила 50% прибыли по МСФО в рамках директивы правительства по дивидендам для госкомпаний, по итогам 2017 года — 62% прибыли по МСФО или 50% прибыли по РСБУ.
В этом сезоне акции Аэрофлота будут непривлекательны по дивидендному критерию. При распределении 50% прибыли по МСФО DPS 2018П может составить 2,6 руб. (-80% г/г) с доходностью 2,6% в сравнении с 8,5% в среднем по платежам за 2016-2017 гг.
Ниже приводим исторические и прогнозные данные по дивидендам Аэрофлота:
Источник: данные
Прогноз по ключевым финансовым показателям «Аэрофлота»
млрд руб., если не указано иное | 2017 | 018 | 2019П | 2020П |
Выручка | 532,9 | 611,6 | 673,0 | 720,8 |
Рост, % | 7,5% | 14,8% | 10,0% | 7,1% |
EBITDA | 54,5 | 32,6 | 50,8 | 58,0 |
Рост, % | -28,9% | -40,2% | 56,1% | 14,0% |
Маржа EBITDA | 10,2% | 5,3% | 7,6% | 8,0% |
Чистая прибыль | 22,9 | 6,6 | 18,8 | 25,2 |
Рост, % | -38,9% | -71,2% | 186,0% | 33,5% |
Чистый долг | 49,0 | 63,6 | 40,0 | 13,3 |
Ч.долг/ EBITDA | 0,90 x | 1,95 x | 0,79 x | 0,23 x |
DPS, руб. | 12,8 | 2,6 | 8,5 | 11,3 |
Норма выплат, % прибыли по МСФО | 62% | 50% | 50% | 50% |
DY | 9,1% | 2,6% | 8,5% | 11,3% |
Источник: данные компании, прогнозы Bloomberg, ГК «ФИНАМ»
Краткое описание эмитента
Аэрофлот – один из крупнейших авиаперевозчиков в России с выручкой 612 млрд руб в 2021 г. Помимо одноименных авиалиний «Аэрофлот», Группе принадлежат авиаперевозчики «Победа» (100%), «Аврора» (51%), «Россия» (75%-1 акция). Доля Аэрофлота на рынке авиаперевозок по пассажиропотоку составляет около 40%. Сеть маршрутов охватывает 57 страны мира и 173 регулярных направлений. Средний возраст самолетов Группы составляет 4,2 года.
Структура капитала. Контрольным пакетом акций, около 55%, владеет государство через Росимущество (51,17% акций) и ГК «Ростех» (3,3% акций). У институциональных инвесторов находится 34,8% пакета акций. Free-float составляет 45%.
Стоит ли брать акции Аэрофлота?
Если говорить на языке цифр, то бизнес Аэрофлота не внушает надежд. 2016-й и 2017-й годы вообще были тяжелыми для авиаперевозчика. Собственный капитал ушел в отрицательное значение (-63,7 млрд рублей в 2021 году против 67,29 млрд в 2016), размер чистого долга увеличился на космическую величину – с 49,8 млрд рублей в 2021 году до 635,4 в 2017-м.
При этом выручка хоть и растет, но чистая прибыль и EBITDA падают. Так, прибыль снизилась с 38,8 млрд рублей в 2021 году до 23 в 2021 и до 5,7 в 2021, EBITDA уменьшилась с 78 до 56 и затем до 33,5 в те же годы.
Денежный поток тоже сокращается – сейчас он составляет 33,5 млрд рублей против 56 в прошлом году и 78 в позапрошлом.
Всё это ведет к сокращению прибыли на акцию. Если в 2021 году на одну акцию приходилось 35,43 рубля, то в 2021 – уже 21,34, в 2021 – всего 6, а по итогам первого квартала 2021 года прибыль приняла отрицательное значение – минус 15,87 рублей.
А вот еще интересная статья: Стоит ли покупать акции Энел Россия под дивиденды в 2021 году?
Мультипликаторы даже смотреть страшно. Если не боитесь – взгляните сами. Помните: такое резкое искажение связано с резким ростом долга.
Такая ситуация связана с многими причинами:
- удорожание топлива (главным образом, керосина);
- снижение пассажиропотока – меньше россиян стали летать, особенно за границу;
- необходимость модернизации устаревшего авиапарка;
- давление со стороны конкурентов, в том числе мелких авиаперевозчиков, которые на самом деле «отъедают» значительную часть прибыли;
- отсутствие у Аэрофлота доходных инвестиций и проектов, а также активов, которые можно продать (как в случае с Центральным Телеграфом).
Можно было бы добавить в список причин неэффективный менеджмент, но, как мне кажется, на сжимающемся рынке при отсутствии субсидий и в условиях санкционного давления + удорожания топлива какие-то эффективные решения принимать очень сложно.
С одной стороны, кажется, что сейчас акции Аэрофлота снижаются, и их можно подобрать. Всё-таки это госкомпания, и ее банкротство вряд ли будет допущено.
С другой стороны, акциям есть еще куда падать – и если честно, я удивлен, что падение еще такое сравнительно медленное. Если смотреть мультипликаторы, то Аэрофлот является даже переоцененным. Так что, на мой взгляд, брать акции компании опасно. Если только в расчете на дальнейший рост. Но точно не под дивиденды. А вы как думаете?
Стоит покупать акции Аэрофлота?
- Да 47%, 49 голосов
49 голосов 47%49 голосов — 47% из всех голосов
- Нет 31%, 32 голоса
32 голоса 31%
32 голоса — 31% из всех голосов
- Через год — возможно 22%, 23 голоса
23 голоса 22%
23 голоса — 22% из всех голосов
Всего голосов: 104
02.07.2019
Оцените статью
[Общее число голосов: Средняя оценка: ]
«Аэрофлот» идет в регионы
Выступая 25 июня перед акционерами, гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев сообщил, что группа планирует создать сеть хабов в регионах России. К осени менеджмент компании должен представить новую стратегию, содержащую предложения по созданию региональных хабов. Но детали он не уточнил.
«В создании региональных хабов есть производственная и бизнесовая логика. «Аэрофлот» покрывает всю территорию России в разных сегментах, и логично, что у него будут хабы не только в столице», — сказал РБК источник, близкий к «Аэрофлоту». По его словам, хаб уже фактически создан в Петербурге, откуда летает «Россия», еще один может появиться в Перми, где осуществляется ремонт самолетов семейства Sukhoi.
Развивать межрегиональные авиаперевозки, минуя Москву, ранее призвал президент Владимир Путин. Согласно его майскому указу, доля региональных перевозок должна возрасти до 50% (сейчас большинство рейсов между регионами осуществляется через Москву).