Добавлено в закладки: 0
Что такое резервный фонд Российской Федерации ? Описание и определение понятия
Резервный фонд Российской Федерации – это часть финансов федерального бюджета, которая подлежит обособленному специальному управлению и учету. Средства Резервного фонда необходимо направить на обеспечение исполнения государством обязательств расходного вида при уменьшении доходов нефтегазоносного сектора российской экономики. Управление Резервным фондом производит Министерство финансов.
Резервный фонд РФ создали 01.02.008 года при разделении Стабилизационного фонда на Фонд нацблагосостояния России и Резервный фонд.
Этот фонд образуется сегодня из таких доходов:
- избыточные доходы от продажи газа и нефти;
- доходы от управления Резервным фондом;
- нефтегазовых доходов (налогов на добычу полезных ископаемых, пошлин, которые взымают за вывоз товаров, которые изготовлены из нефти, экспортных пошлин на сырое топливо).
- Резервные фонды, помимо РФ, учреждаются большинством зависимых от цен на сырье стран, к примеру, Оманом, Венесуэлой, Норвегией, Азербайджаном, Нигерией.
Согласно последних данных Министерства финансов, сумма Резервного фонда Российскрй Федерации на 01.05.2015 был 3 950,49 миллиарда рублей.
Наибольшая величина Резервного фонда
Когда формируется нефтегазовый трансферт нефтегазовые доходы в полном объёме поступают в Резервный фонд. Нормативную величину Резервного фонда утверждает федеральный закон в отношении федерального бюджета на следующий плановый период и финансовый год в абсолютном размере, который определен, учитывая 7 % объёма внутреннего валового продукта, который прогнозируется на соответствующий год. Когда Резервный фонд наполняется до данного размера нефтегазовые доходы направляют в Фонд нацблагосостояния России.
Сколько денег в резервах?
В начале августа Минфин сообщил, что ликвидная часть Фонда национального благосостояния достигла 5.7% ВВП, а весь фонд за июль увеличился аж вдвое — до 7.86 трлн руб. Такой резкий рост объясняется тем, что именно в июле ведомство зачислило в ФНБ валюту, приобретенную за счет дополнительных нефтегазовых доходов 2021 года. Согласно оценкам Министерства, ликвидная часть фонда может достигнуть порогового значения 7% ВВП уже к концу 2019 года. В этом случае Минфин рассчитывает потратить из ФНБ в 2020 году 1.8 трлн, а в 2021 году — еще 4.2 трлн руб. Главная цель этой инициативы — ускорение экономического роста. В условиях отсутствия серьезных факторов экономического роста средства ФНБ могли бы подстегнуть рост ВВП.
Источник: Минфин РФ
Образование Резервного фонда
Резервный фонд формируют благодаря:
- нефтегазовым доходам федерального бюджета в сумме, которая превышает величину нефтегазового трансферта, которая утверждена на необходимый финансовый год, когда накапливаемый объём Резервного фонда не больше его нормальной величины;
- доходов от управления средствами Резервного фонда.
В данный момент соответственно с Федеральным законом от 30.09.2010 N 245-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и другие законодательные акты РФ» (далее — Закон) с 01.01.2010 до 01.01.2015 нормативную величину Резервного фонда не определяют, нефтегазовые доходы федерального бюджета не применяются для обеспечения финансово нефтегазового трансферта и для образования Фонда нацблагосостояния и Резервного фонда, а направляют для финансового обеспеченияе расходов федерального бюджета.
Что будет с экономикой, если распечатать ФНБ? Мнения экономистов
Олег Шибанов, профессор финансов РЭШ, директор Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики Сколково-РЭШ:
— Центробанк выступает за то, чтобы продолжить копить резервы. Минэк предлагает потратить эти средства на меры, стимулирующие экономику. К какой позиции склоняетесь вы?
— Здесь нужна сбалансированная позиция. Мы понимаем, что резервы в 7% ВВП не слишком велики. При этом почти очевидно, что существенное снижение спроса государства в экономике за последние 4 года повлияло как на фактический рост, так и (вероятно) на потенциальный рост. Поэтому в дальнейшем имеет смысл разделить новые возможные сверхдоходы на две части. Например, 50% можно сберегать, а 50% направлять либо на национальные проекты, либо на специфические инвестиционные нужды. Более того, есть эффективный способ вернуть средства в экономику — снижать налоги на граждан и бизнес.
— Как может повлиять на экономику и валютный курс расходование средств ФНБ, если такое решение будет принято? Удастся ли не расшатать макростабильность?
— Это зависит как от реакции Банка России, то есть от его ставок, так и от того, на какие проекты будут направлены средства. Например, если будет снижение налогов или помощь малому и среднему бизнесу, мы можем получить на выходе как увеличение роста, так и улучшение благосостояния граждан. Риски для инфляции и финансовой стабильности существуют, но существенное уменьшение потенциального роста за последние годы также создает риски для реальных доходов граждан.
— Как вы считаете, какое из предложений потратить деньги ФНБ одержит верх?
— Думаю, часть средств будет направлена в национальные проекты, а другая часть теоретически может быть использована для снижения налогов. Правда, пока до конца непонятно, насколько Минфин готов и хочет налоговых изменений.
— Как вы относитесь к инициативе использовать средства ФНБ на государственные экспортные кредиты?
— Такой подход позволяет технически не влиять или почти не влиять на инфляцию внутри экономики. При этом будут развиваться наши экспортно ориентированные компании, что часто играет крайне положительную роль для развития экономики. Но скорее всего, такое решение приведет к стабилизации или незначительному росту доходов граждан. Подобная мера может нести в себе некоторые экономические риски.
— Согласны ли вы с позицией, что активное расходование средств ФНБ внутри страны сводит на нет смысл бюджетного правила?
— В каком-то смысле да. В ситуации (как сейчас), когда профицит бюджета почти целиком используется для вложений в иностранные активы, мы фактически изолируем экономику от нефтегазовых денег выше примерно $42 за баррель. Но надо понимать, что бюджетное правило не является абсолютным. В ситуации, когда государство уже накопило достаточный, с его точки зрения, резерв для преодоления кризисов, решение об уровне отсечения для нефтяных доходов может быть и пересмотрено. Это не отменит бюджетное правило, а только передвинет границу, выше которой нефтяные доходы отсекаются от экономики.
— Удастся ли на самом деле решить проблему стимулирования экономического роста тратами средств ФНБ?
— Скорее всего, да. Здесь всегда приходится быть достаточно аккуратным, потому что мы на 100% не знаем, как российская экономика отреагирует на эти изменения. Но есть пул исследований по развивающимся странам, показывающих, что государственные расходы помогают развитию экономики. Поэтому шанс на увеличение потенциального роста и просто роста ВВП кажется очевидным.
— Есть ли с вашей точки зрения более эффективный способ вывести из депрессии российскую экономику?
— Вообще говоря, мы видим, насколько сильно сокращение присутствия государства в экономике своими инвестициями повлияло на нее за последние 5 лет. Мне кажется, что без некоторого возвращения этих средств либо за счет снижения налогов, либо за счет госрасходов экономика сама по себе сильно не разгонится. Конечно, есть необходимость привлекать иностранные инвестиции. К сожалению, за последние 5 лет они тоже существенно сократились. И опыт показывает, что в развивающихся странах государство сильно влияет на восприятие инвестиционного климата иностранными инвесторами. В частности, если государство не инвестирует, оказывается сложнее убедить иностранцев, что они должны вкладываться в нашу экономику.
Виктор Тунев, экономист:
—Траты в пределах 2% ВВП в год не повлияют на макростабильность, но дьявол кроется в деталях — как будут осуществляться операции с инвалютой из ФНБ.
На мой взгляд, при текущем состоянии бюджета вопрос с использованием ФНБ будет отложен (пример с индивидуальным пенсионным капиталом показывает, что никто не готов брать ответственность и принимать решения).
К инициативе использовать средства ФНБ на государственные экспортные кредиты отношусь отрицательно. Это равнозначно бесплатной раздаче валюты российским экспортерам, которые сейчас и так имеют прекрасные конкурентные преимущества от низкого курса рубля, стоимости трудовых и энергетических ресурсов. Выгоды от этого получат иностранцы, а Россия просто потратит свои реальные и финансовые ресурсы, ничего не создав для себя. Экономически правильнее потратить средства внутри страны или на импорт. Вложения в инфраструктуру, пенсионные накопления и доходы малоимущих — лучшие способы.
Смысл бюджетного правила в том, чтобы зафиксировать определенную цену нефти для экономики и не тратить избыточные нефтегазовые доходы. Использование средств ФНБ подразумевает смещение цены отсечения вверх. Если цена отсечения останется на уровне $50–60, то бюджетное правило будет продолжать эффективно работать. Любые дополнительные расходы увеличивают ВВП. Важно, чтобы темп роста расходов имел долгосрочный характер.
2% ВВП в год — как раз то, чего недостаточно для нормального роста ВВП на уровне около 3% в год без инфляционных последствий. Иных способов вывести экономику из депрессии при нынешней политической ситуации просто нет. Если не увеличивать траты бюджета, можно рассчитывать только на снижение процентных ставок и опережающий рост частного долга. Но это чревато в будущем кризисом частного долга.
В условиях низкого роста экономики, а тем более при околонулевых темпах роста реальных располагаемых доходов населения расходы бюджета необходимо увеличивать, причем именно внутри страны. Но какие расходы, в каком размере и за счет каких источников — имеет значение для инфляции, валютного курса и других макроэкономических параметров. Пока мы слышим крайние точки зрения: 1) ничего не тратить, 2) тратить всё или половину того, что накопили сверх 7% ВВП.
Мой вариант даже не между, а совсем в ином подходе. Нужно, чтобы госрасходы повышались на 7–8% в год в течение нескольких лет, а источниками роста расходов не обязательно может быть ФНБ. Госрасходы не должны и не могут быть ограничены объемом ФНБ, валютными резервами или другими конечными финансовыми ресурсами в суверенной стране с плавающим курсом. В ближайшие два года достаточно текущих доходов бюджета, а дальше потребуется либо рост государственного долга, либо более быстрое увеличение цены отсечения по бюджетному правилу (сейчас 2% в год с уровня $40, а можно увеличивать цену нефти на 4–5% в год).
Но в любом случае необходимо будет изменить механизм реализации бюджетного правила в части покупок валюты. Сейчас Банк России покупает на открытом рынке больше валюты, чем дополнительные экспортные доходы нефтяных компаний (до ¼ налога на добычу полезных ископаемых от нефти — продажи на внутренний рынок). Увеличение расходов бюджета частично приведет к росту импорта и возможной разбалансировке валютного рынка.
В 2016–2018 годах расходы федерального бюджета показывали динамику 0–2%, а консолидированного бюджета — около 4% в год, что ниже инфляции. В 2019-м планируется увеличить расходы на 7–8%, но по результатам первого полугодия темп роста расходов опять ниже инфляции (3% по федеральному и 4% по консолидированному бюджету). Ненефтегазовые доходы бюджета растут темпом 15% в 2019 году — этого достаточно, чтобы закрыть все вопросы с ростом расходов бюджета на два года.
Управление Резервным фондом
Цели управления средствами Резервного фонда — это обеспечение сбережения средств Фонда и стабильной степени доходов от его помещения в длительной перспективе. Управление в указанных целях средствами фонда позволяет получить негативные финансовые результаты в короткосрочном периоде. Управление средствами Резервного фонда производится Министерством финансов РФ в порядке, который установлен Правительством РФ. Особые полномочия по управлению Резервным фондом могут производиться Центральным банком РФ.
Резервный фонд составляют из сумм, которые отчисляются из годовой чистой прибыли на случай непредвиденных и чрезвычайных потерь, для восстановления и пополнения главного капитала. Иногда размер отчислений определяют уставами предприятий.
В страховании
В страховании создают несколько типов резервных фондов, которые называются обычно страховыми резервами и отличаются по способу формирования и назначению. В страховых обществах отличают:
- резерв убытков, которые заявлены, но неурегулированы;
- резерв незаработанной премии;
- стабилизационный резерв;
- резерв состоявшихся, но не заявленных убытков;
- прочие виды резервов.
Предназначение
Резервный фонд — это средства федерального бюджета. Фонд должен обеспечивать исполнение государством собственных расходных обязательств при снижении поступлений в федеральный бюджет нефтегазовых доходов.
Резервный фонд благоприятствует стабильности развития экономически страны, снижая инфляционное давление и уменьшая зависимость нациэкономики от колебаний поступлений от экспорта заканчивающихся природных ресурсов.
Резервный фонд заменил собой фактически стабилизационный фонд РФ. В отличие от Стабилизационного фонда РФ кроме доходов федерального бюджета от экспорта и добычи нефти источники образования Резервного фонда – это также доходы федерального бюджета от экспорта и добычи газа.
Наибольший размер Резервного фонда закрепляется на уровне 10 % от прогнозируемого на необходимый финансовый год объема внутреннего валового продукта РФ.
Почему это важно?
От того, что российские власти решат делать с деньгами ФНБ, во многом зависит, как будет себя чувствовать российская экономика — а значит, и российский финансовый рынок — в ближайшие годы.
Если чиновники примут решение тратить резервы внутри страны, то регулятору придется продавать валюту. Такие продажи поддержат рубль, он начнет укрепляться. Кроме того, появление дополнительных денег в системе повлияет на общий уровень ликвидности на рынке. В этой ситуации ЦБ может продолжить более активно снижать ставки, что хорошо для рынка облигаций и инвесторов.
Если разморозка ФНБ будет отложена, Россия продолжит накапливать резервы — это еще больше укрепит финансовую безопасность страны на случай кризисов, но очевидно лишит российскую экономику едва ли единственного шанса в сложившихся условиях подтянуть крайне слабые темпы роста.
НАВЕРХ ↑
Образование
Нефтегазовые доходы федерального бюджета образуются благодаря:
- налогу на добычу полезных ископаемых, как углеводородного сырья (конденсат газа, горючий природный газ, нефть);
- вывозным таможенным пошлинам на сырую нефть;
- вывозным таможенным пошлинам на природный газ;
- вывозным таможенным пошлинам на товары, которые выработаны из нефти.
Некоторая часть данных нефтегазовых доходов, как нефтегазового трансферта каждый год направляют на финансирование расходы федерального бюджета. Величина нефтегазового трансферта утверждает федеральный закон в отношении федеральном бюджете на следующий финансовый год и планируемый период в абсолютном размере, который исчислен, как 3,7 % прогнозируемого на необходимый год объема внутреннего валового продукта, который указан в федеральном законе в отношении федерального бюджета на определенный плановый период и финансовый год.
После образования в полном объеме нефтегазового трансферта нефтегазовые доходы могут поступить в Резервный фонд.
Нормативную величину Резервного фонда утверждает федеральный закон о федеральном бюджете на следующий плановый период и финансовый год в абсолютном размере, который определен, учитывая 10 процентов объема внутреннего валового продукта, который прогнозируется на соответствующий год. После того, как Резервный фонд наполнен до данного размера нефтегазовые доходы направляют в Фонд национального благосостояния.
С 01.01.2010 до 01.01.2015 нормативную величину Резервного фонда не определяли, нефтегазовые доходы федерального бюджета не применяются для обеспечения финансово нефтегазового трансферта и для образования Фонда национального благосостояния и Резервного фонда, а направлены на финансовое снабжение расходов в федеральном бюджете.
Другой источник образования Резервного фонда — это доходы от управления средствами.
С 01.01.2010 до 01.02.2016 доходы от управления Резервным фондом не зачисляют в Фонд, а направляют на финансовое снабжение расходов федерального бюджета.
Средства нефтегазовых доходов в федеральном бюджете, Резервном фонде и Фонде национального благосостояния учитывают на отдельных счетах, учитывая средства федерального бюджета, которые открыты в Центральном банке Россий РФ Федеральным казначейством.
С 01.01.2010 до 01.01.2015 не осуществляется обособленный учет средств нефтегазовых доходов в федеральном бюджете.
Перечисления и расчеты средств ввиду формирования и использования нефтегазового трансферта, нефтегазовых доходов в федеральном бюджете, средств Фонда национального благосостояния и Резервного фонда производятся Министерством финансов РФ в порядке, который установлен Правительством РФ.
С 01.01.2010 до 01.01.2015 порядок произведения перечислений и расчетов средств ввиду формирования и использования нефтегазового трансферта.
СПРАВКА: Резервный фонд России, прекративший в четверг свое существование
МОСКВА, 1 фев — ПРАЙМ. Резервный фонд России прекратит существование с 1 февраля.
Ниже приводится справочная информация.
Резервный фонд Российской Федерации — часть средств федерального бюджета. Он был призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет.
Резервный фонд РФ официально прекратил свое существование
Идея создания государственной «подушки безопасности» на случай падения цен на нефть принадлежала экс-министру финансов Алексею Кудрину. Разработанный механизм с одной стороны аккумулировал в резервах дополнительные нефтегазовые доходы, а с другой был страховкой от чрезмерного укрепления рубля в условиях быстрого роста цен на нефть и притока валюты в страну. Для этих целей в 2004 году был создан Стабилизационный фонд России.
Минфин 30 января 2008 года преобразовал Стабфонд в Резервный фонд (формировался для обеспечения расходов федерального бюджета в случае существенного падения цен на нефть) и Фонд национального благосостояния (для решения проблем пенсионной системы).
Во исполнение поправок в Бюджетный кодекс от 26 апреля 2007 года и в соответствии с приказом Минфина от 29 января 2008 года Федеральное казначейство 30 января 2008 года перечислило средства в долларах США, евро и фунтах стерлингов на отдельные счета по учету средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
На 31 января 2008 года объем Резервного фонда составил 3.069,0 миллиарда рублей, а Фонда национального благосостояния — 782,8 миллиарда.
Резервный фонд фактически заменил собой Стабилизационный фонд. В отличие от Стабилизационного фонда помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также были доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа.
Резервный фонд формировался за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденную на финансовый год величину нефтегазового трансферта, направляемого на финансирование расходов федерального бюджета, если накопленный объем Резервного фонда не превышал его нормативной величины — а также за счет доходов от управления средствами Резервного фонда.
Нормативная величина фонда утверждалась законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10% прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта. Если величина Резервного фонда превышала 10% ВВП, нефтегазовые доходы направлялись в Фонд национального благосостояния.
Управление средствами Резервного фонда осуществляло министерство финансов России в порядке, установленном правительством. Отдельные полномочия по управлению средствами фонда могли осуществляться центральным банком. Целями управления средствами Резервного фонда было обеспечение сохранности средств фонда и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. В указанных целях допускалась возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде.
Управление средствами фонда осуществлялось путем приобретения на них иностранной валюты и размещения ее на счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте (долларах США, евро, фунтах стерлингов) в Банке России (при этом за пользование денежными средствами ЦБ уплачивал проценты), а также путем размещения средств фонда в иностранную валюту и финансовые активы, номинированные в иностранной валюте. К таким финансовым активам относились долговые обязательства иностранных государств, государственных агентств и центральных банков и международных финансовых организаций, депозиты в иностранных банках и кредитных организациях. При этом рейтинг долгосрочной кредитоспособности выбранного актива должен был не ниже АА- по стандартам ведущих рейтинговых агентств.
Средства фонда были вложены в облигации США, Британии и других стран Европы с высшим кредитным рейтингом.
Они могли использоваться на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта в случае недостаточности для этих целей нефтегазовых доходов федерального бюджета, поступивших за соответствующий финансовый год, а также досрочное погашение государственного внешнего долга. Предельный объем использования средств фонда для финансового обеспечения нефтегазового трансферта утверждалось законом о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Объем Резервного фонда с начала его образования немного рос и на 1 сентября 2008 года достиг наибольшей величины в долларовом эквиваленте – 142,6 миллиарда долларов (3,504 триллиона рублей). Затем цены на нефть сократились, и фонд перестал пополняться.
С 1 января 2010 года до 1 января 2015 года средства фонда направлялись на обеспечение расходов федерального бюджета.
По оценкам большинства экспертов, накопленные резервы помогли России не только пережить мировой кризис 2008 года без серьезных социальных и финансовых потрясений, но и не раз выручали в последующие годы. Резервный фонд способствовал стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.
В мае 2021 года министр финансов Антон Силуанов сообщил, что Резервный фонд в текущем году истратят полностью. В декабре 2017 года Минфин, как и планировал, потратил последний триллион рублей из Резервного фонда. Средства в иностранной валюте в объеме около 1 триллиона рублей пошли на покрытие бюджетного дефицита. Эти активы, как указывал Минфин, ранее хранились на счетах в ЦБ (7,62 миллиарда долларов США, 6,71 миллиарда евро и 1,1 миллиарда фунтов стерлингов). В результате на счетах фонда сформировались нулевые остатки.
Согласно закону о внесении изменений в Бюджетный кодекс, который приняли 29 июля 2021 года, Резервный фонд должен был перестать существовать 1 февраля 2021 года. К этому времени его средства в полном объеме должны были быть зачислены в Фонд национального благосостояния. Все дополнительные нефтегазовые доходы бюджета, согласно новым нормам Бюджетного кодекса, теперь будут направляться в ФНБ.
Структура управления
Управление Резервным фондом производится Министерством финансов РФ в порядке, который установлен Правительством РФ. Некоторые полномочия по управлению средствами Резервного фонда может осуществлять Центральный банк РФ.
Управление Резервным фондом производится такими методами (как одновременно, так и каждым по отдельности):
1) при помощи получения благодаря средствам Фонда зарубежной валюты и ее помещения на счетах, учитывая средства Резервного фонда в зарубежной валюте (фунтах стерлингов, евро, долларах США) в Центральном банке РФ. За использование денежных средства на указанных счетах Центральный банк РФ оплачивает проценты, которые установлены договором банковского счета;
2) при помощи помещения средств Фонда в зарубежную валюту и денежные активы, которые номинируются в зарубежной валюте, список которых определяктся законодательством РФ.
Министерство финансов РФ управляет средствами Резервного фонда соответственно с первым методом, то есть при помощи помещения средств на валютных счетах Центрального банка РФ так: согласно порядку зачисления и расчета процентов, которые начислены на счета по средствам Резервного фонда в зарубежной валюте, который утверждается Министерством финансов РФ. Банк России оплачивает на остатки на данных счетах проценты, которые эквивалентны доходности индексов, которые сформированы из финансовых активов, в которые можно разместить средства Резервного фонда, к которым требования утверждаются Правительством РФ.
На что хотят потратить сверхдоходы?
Последние месяцы чиновники активно дискутируют, как потратить накопленные резервы. Прийти к единому решению властям предстоит в ближайшее время. Основных вариантов несколько. К примеру, глава Минэка Максим Орешкин еще в 2021 году предложил направлять средства ФНБ на государственные экспортные кредиты. Фактически речь идет о том, чтобы кредитовать за рубежом покупателей российской продукции.
Минфин выступает за то, чтобы разрешить часть средств вкладывать в российские инвестиционные проекты. Ведомство обещало до конца 2021 года установить критерии проектов, куда можно будет вкладывать средства Фонда.
Один из реальных претендентов на деньги государства — гигантская стройка «Газпрома» по возведению в Усть-Луге завода по производству СПГ и газохимического комплекса, выяснил на днях The Bell. Стоимость проекта оценивается в 2.3 трлн рублей, то есть в треть от всего ФНБ.
Свой вариант расходования резервов предложил и председатель ВЭБ Игорь Шувалов: он полагает, что будет правильно направить часть денег ФНБ на благоустройство около 100 российских городов.
Самая радикальная позиция у ЦБ — регулятор предлагает воздержаться от трат в принципе, увеличив порог с 7% ВВП. Центробанк опасается, что решение использовать ликвидную часть ФНБ может оказать давление на инфляцию.
Кстати, той же точки зрения придерживаются и эксперты Международного валютного фонда (МВФ). В опубликованном 2 августа докладе о состоянии российской экономики МВФ посоветовал российским властям и дальше продолжать инвестировать средства ФНБ в высококачественные иностранные активы даже после достижения ликвидной части фонда 7% ВВП, чтобы защитить ресурсы для будущих поколений и изолировать экономику от волатильности цен на нефть, а также поддерживать диверсификацию и рост ненефтяной экономики.