Высокое качество сопровождения бухгалтерского учета Мы решим любые проблемы с ИФНС и фондами. Наша профессиональная обязанность – это отслеживание малейших изменений в сфере бухгалтерского учета и действующего законодательства. С нами вы будете застрахованы от претензий и штрафов со стороны контролирующих органов, мы поможем оптимизировать налогообложение и снизим риски штрафных санкций.

Что такое муниципальные облигации, как и сколько на них можно заработать0 (0)

Муниципальные облигации эмитируют различные субъекты РФ и муниципалитеты. Спрос на МО нередко превышает предложение, ввиду привлекательной доходности.

Наряду с ГКО и ОФЗ по классу надежности и нормам резервирования их относят к государственным. Торгуют облигациями муниципального займа на ММВБ, через брокера или ИИС.

предлагает облигацию

Несмотря на безопасное и взаимовыгодное сотрудничество с региональными представителями, инвесторы все равно рискуют. Прежде, чем пополнить МО инвестиционный портфель, стоит глубже разобраться во всех нюансах.

Что такое муниципальные облигации

Муниципальные облигации – это разновидность ценных долговых бумаг. Эти виды бондов выпускаются муниципалитетами: регионами (в т.ч. субъектами РФ), отдельными городами и административными образованиями, республиками, штатами, областями и т.п. Муниципальные облигации могут выпускать даже отдельные районы крупных городов.

Такие виды бондов выпускаются как в России, так и за рубежом. Пользуются большой популярностью муниципальные облигации США, которые проще покупать не по отдельности, а в виде ETF. Но далее мы будем говорить о российских муниципальных облигациях.

Как и все облигации, муниципальные бонды обеспечены – в данном случае муниципальным имуществом. Чем выше кредитный рейтинг субъекта – тем выше рейтинг выпускаемой им облигации.

Рейтинг

Как купить

Все бумаги выпускаются через Московскую биржу, поэтому для покупки муниципальных бондов необходимо открыть счет у российского лицензированного брокера, установить торговый терминал и получить доступ к биржевым торгам.

Где искать информацию по актуальным выпускам

Информацию по актуальным долговым бумагам субъектов РФ можно найти на тематических сайтах-агрегаторах типа Smart Lab, Cbonds, Rusbonds и др. Также можно получать данные прямиком с биржевых торгов в брокерских терминалах.

Лучшие брокеры

Надежные российские брокеры

НазваниеРейтингПлюсыМинусы
Финам8/10Самый надежныйКомиссии
Открытие7/10Низкие комиссииНавязывают услуги
БКС7/10Самый технологичныйНавязывают услуги
Кит-Финанс6.5/10Низкие комиссииУстаревшее ПО и ЛК

Брокера лучше выбирать из числа крупнейших, так как наряду с приемлемыми комиссиями они предоставляют отличные сервисы и высокий уровень надежности.

Виды муниципальных облигаций

Выделяют такие виды муниципальных облигаций:

  • субфедеральные – выпускаются субъектами Российской Федерации, в том числе городами федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь);
  • муниципальные – эмитируются муниципальными образованиями, входящими в состав субъектов, в основном, городами и районами.

В целом особой качественной разницы между ними нет, и анализировать их стоит по одним и тем же алгоритмам.

Кроме того, все облигации муниципального займа подразделяются на две крупные категории:

  • общего покрытия – выпускаются для покрытия дефицита бюджета, пополнения средств, выплату зарплаты, финансирование определенной отрасли и т.д.;
  • целевые – заем осуществляется для реализации конкретного проекта, например, постройки дороги, возведения объекта, ремонт или рефинансирование долга.

Один из наиболее ярких представителей целевых муниципальных облигаций – жилищные займы. Полученные средства расходуются на постройку новых объектов и жилищной инфраструктуры.

Муниципальные займы имеют большое значение для экономики региона. Вложенные средства расходуются на внутренние нужды района, увеличиваются расходы муниципалитета и, соответственно, доходы жителей. Жители начинают больше тратить и платить налогов – муниципалитет получает налоги и расплачивается по долгам. Все в плюсе.

Теперь вы понимаете, что такое муниципальные облигации и как они работают. Теперь еще немного матчасти.

При чем тут Минфин?

За последние несколько лет долги регионов сильно выросли. Чтобы снизить высокую долговую нагрузку субъектов, в 2021 году Минфин провел реструктуризацию бюджетных кредитов, в которой приняло участие большинство регионов.

Что было сделано:

  1. Увеличены сроки возврата бюджетных кредитов, предоставленных по льготным ставкам 0.1% годовых, до 2024 года.
  2. Предусмотрена возможность дополнительного увеличения сроков возврата этих кредитов на 5 лет, если в 2021 и 2021 годах налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета регионов вырастут не ниже фактического уровня инфляции.
  3. Установлены ориентиры по снижению долговой нагрузки регионов.
  4. Ограничена процентная ставка по банковским кредитам на уровне «ключевая ставка + 1%».

Кроме того, в течение календарного года (до ноября) регионы и отдельные муниципалитеты имеют возможность привлекать краткосрочные (до 3 месяцев) кредиты Федерального казначейства по ставке 0.1% на покрытие кассовых разрывов, объяснили в АКРА.

Эти меры позволяют регионам сокращать свои расходы на обслуживание долга и в период роста доходов региональных бюджетов снижать свою долговую нагрузку.

Чтобы еще больше повысить контроль за долговой нагрузкой регионов, Минфин подготовил изменения в Бюджетный кодекс РФ (они одобрены Советом Федерации). Эти изменения предлагают разделить регионы на три категории качества в зависимости от уровня их долговой нагрузки. Регионы, попавшие во вторую и третью категории, должны будут согласовывать свои заимствования с Минфином. Кроме того, для них будет предусмотрено ограничение расходов на погашение и обслуживание долга.

— Если не произойдет каких-либо кризисных явлений в экономике, которые могут сильно ухудшить финансовое состояние регионов и муниципалитетов, мы не ожидаем особых изменений в политике Минфина в отношении долговой нагрузки регионов. Уже сейчас очевидно, что постепенно погашаемые бюджетные кредиты будут плавно замещаться рыночным долгом, а поскольку ограничения по купону облигаций нет, они будут более удобным инструментом, чем кредиты, — заключил Максим Першин.

Правда, ждать повышения активности на облигационном рынке в ближайшие годы стоит в первую очередь именно от субъектов, а не от городов.

— В структуре долга муниципалитетов облигации по-прежнему занимают крайне маленькую долю. Муниципалитеты, особенно небольшие, традиционно все финансирование своей деятельности осуществляют в тандеме со своим регионом путем налаженной трансфертной истории либо посредством бюджетных кредитов от вышестоящего регионального бюджета, — объясняет Гульназ Галиева. — Для маленьких муниципалитетов, у которых и так сложно обстоят дела с обеспечением бюджетной сбалансированности, выходить на облигационный рынок и даже привлекать банковское финансирование крайне невыгодно.

Наиболее активны в этом плане муниципалитеты, имеющие статус столицы региона. У них больше экономическая активность и более гибкий бюджет. Некоторые из них уже давно имеют активную кредитную историю и привлекают финансирование в том числе на облигационном рынке. Но для большинства городов процедура выхода на облигационный рынок все еще остается очень трудоемкой и дорогой, поэтому они предпочитают менее сложное банковское финансирование, которое преобладает в их долговом портфеле.

Являются ли муниципальные облигации государственными бумагами?

Муниципальные облигации часто соотносятся с облигациями федерального займа – считается, что и то, и то – государственные бумаги. Но на самом деле это не совсем так. Государственными бумагами являются только ОФЗ, т.е. ответственность по обязательствам несет именно государство (в лице Минфина). В случае с муниципальными облигациями все обязательства лежат на плечах региона – именно он рассчитывается с инвесторами.

Конечно, государство в случае чего поможет региону расплатиться с долгами, ведь дефолт по муниципальным бондам сильно ударит по престижу всех государственных долговых бумаг (а это не только ОФЗ, но и евробонды Минфина, в которые активно вкладываются иностранные инвесторы).

Поэтому муниципальные облигации правильнее называть «квазигосударственными». В целом вероятность полного дефолта по ним такая же низкая, как по ОФЗ, но от технического дефолта (т.е. задержки платежа) никто не застрахован. Поэтому такие бонды стоят классом надежности ниже ОФЗ.

По версии международных рейтинговых агентств муниципальные облигации имеют рейтинг на уровне государственных бумаг или на одну ступень ниже. Соответственно, если суверенный рейтинг России BBB– (по шкале S&P 500), то у муниципальных в основном BBa и ниже.

А вот еще интересная статья: Как можно инвестировать в недвижимость, не покупая квартиры?

Плюсы и минусы

Теперь обозначим плюсы и минусы инвестирования в муниципальный заем.

Преимущества:

  1. Довольно высокая надежность и наличие гарантированного обеспечения.
  2. Купонный доход по этому виду ценных бумаг не облагается налогом.

Отмечу, что погасить такие облигации муниципалитет может не только в виде денежных выплат. В качестве расчета допустимы земельные участки, другие ценные бумаги или недвижимость.

К относительным недостаткам можно отнести:

  1. Невысокая ликвидность облигаций, выпущенных неавторитетными регионами.
  2. Высокий инвестиционный риск долгосрочных облигационных займов.
  3. Погашение муниципальных облигаций невозможно за счет дополнительной эмиссии денежных средств, в отличие от федеральных займов.

Технические параметры и доходность

За счет потенциально более высокого риска доходность муниципальных облигаций на 2-4 процентных пункта выше, чем ОФЗ. В среднем купон по ним составляет 8%-12% годовых (минимальный – 6% у Москва-32048, максимальный – 15% у Волжский-34001), выплата купонов производится раз в квартал, реже – раз в полгода.

Наиболее доходными на момент написания статьи являются следующие муниципальные облигации (указана эффективная доходность к погашению):

  • ТомскАдм-34006-об – 10,2% (погашение 14.11.2021);
  • Хабаровский Край-35007-об – 8,03% (24.10.2025);
  • Карач-ЧеркесРесп-35001 – 7,85% (18.12.2024);
  • Мордовия Респ-34003-об – 7,75% (03.09.2021);
  • Хакасия Респ-35006-об – 7,72% (02.11.2023);
  • Удмуртская Респ-35002-об – 7,70% (19.09.2026);
  • БашкортостанРесп-34008-об – 7,68% (18.09.2020);
  • Тамбовская Обл-35004-об – 7,55% (05.12.2025).

Самые доходные муниципальные облигации

Если смотреть чисто по размеру купона, то самые доходные муниципальные облигации следующие (в скобках – эффективная доходность к погашению):

  • Волжский-34001-об – 15% (4,43%);
  • ОренбурОбласть-2-35003-об – 14% (6,88%);
  • ТомскАдм-34005-об – 14% (5,30%);
  • Удмуртская Респ-34007-об – 13,8% (7,07%);
  • Мордовия Респ-34002-об – 13,75% (7,03%);
  • Волгоград-34008-об – 13,58% (7,08%).

То есть, как видите, особо на них заработать не получится. Нужно смотреть не на величину купона, а на эффективную доходность к погашению. Ну, и на дюрацию тоже. И не забывать об оферте, если она есть!

Торгуются муниципальные облигации на Московской бирже, как и остальные российские облигации. Однако нужно учитывать, что рынок муниципальных облигаций на порядок ниже, чем рынок ОФЗ или корпоративных облигаций, а спрос из-за высоких ставок в этом сегменте нередко превышает предложение. Сравните: суммарный объем торгов в сентябре 2021 года по государственным облигациям составил 1,536 трлн рублей, по корпоративным – 2,080 трлн, а по муниципальным – всего 0,069 трлн рублей, т.е. прям на порядок ниже.

Статистика рынка муниципальных облигаций

Поэтому большинство муниципальных облигаций с высоким рейтингом торгуются значительно выше номинала. Например, ОренбурОбласть-2-35003-об с купоном 14% торгуется за 123,3% от номинала, так что в результате эффективная доходность к погашению бумаги составляет всего 6,88%.

Доходность ОренбурОбласть-2-35003-об

Основными покупателями муниципального долга являются не частные инвесторы, как может показаться, а институциональные – банки, инвестиционные фонды, крупные корпорации, другие регионы.

Номинал муниципальных облигаций, как и ОФЗ, в подавляющем случае составляет всего 1000 рублей. Следовательно, купить их можно даже с небольшой суммой на счете. Плюс за счет амортизации минимальная цена к покупке может быть даже ниже 1000 рублей.

Как правило, срок обращения муниципальных облигаций сравнительно небольшой – от 3 до 5 лет. Но есть выпуски продолжительностью 8-10 лет.

Что происходит с финансами регионов?

За период действия мер борьбы с коронавирусом в апреле — мае 2020 года и существенного падения добычи нефти и цен на нее налоговые и неналоговые доходы (ННД) российских регионов сократились на 546 млрд рублей (26%) по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, подсчитали в рейтинговом агентстве НКР.

Поступления по налогу на прибыль уменьшились на 292 млрд рублей (33%), а по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) — на 91 млрд рублей (17%). Отрицательная динамика НДФЛ встречалась чаще, чем падение налога на прибыль: снижение НДФЛ показали 82 региона, налога на прибыль — 71 регион.

Кто аутсайдеры?

По данным НКР, в пятерку наиболее пострадавших регионов вошли Пермский край, Астраханская область и Ямало-Ненецкий автономный округ (ННД каждого сократились на 52%), а также Красноярский край (—51%) и Республика Коми (—45%). Рост ННД за период действия ограничительных мер показали Чукотский автономный округ (+86%), Ханты-Мансийский автономный округ (+17%), Республика Алтай (+9%), Амурская и Ленинградская области (+8% и +6% соответственно). Успехи первых двух регионов, по оценке НКР, стали результатом авансовых платежей по налогу на прибыль в апреле 2021 года.

В целом зависимость региональных бюджетов от федеральной поддержки по итогам первых пяти месяцев 2021 года существенно выросла. Совокупные доходы бюджетов субъектов РФ за указанный период сократились лишь на 10%, так как увеличение объемов финансовой помощи от федерального центра частично компенсировало резкое снижение налоговых поступлений, говорится в отчете агентства.

В январе — мае федеральный центр предоставил региональным бюджетам дотации, субсидии и субвенции в размере 1 трлн рублей. Это на 56% больше, чем помощь за аналогичный период 2021 года. В результате отрицательную динамику совокупных доходов, включая межбюджетные трансферты, продемонстрировали лишь 30 регионов, тогда как сокращение налоговых доходов зафиксировали 78 регионов.

Во второй половине года ННД субъектов РФ, скорее всего, частично восстановится, хотя повышенная зависимость ряда регионов от федеральных трансфертов сохранится, полагают в НКР.

Дальнейшая динамика доходов региональных бюджетов будет зависеть от вероятности второй волны эпидемии, которая может привести к новым ограничениям, снизить темпы восстановления национальной экономики и уменьшить готовность федерального правительства и дальше компенсировать регионам выпадающие доходы, считают аналитики агентства:

— Возможности самих субъектов федерации по сокращению расходов существенно ограничены. Если экономия на федеральном уровне возможна за счет пересмотра графиков реализации крупных инфраструктурных проектов или отказа от закупок вооружения, то на региональном уровне около 80% бюджетных расходов идут на социальные нужды: образование, медицину, социальную поддержку населения.

Амортизация муниципальных облигаций

Одно из неотъемлемых «качеств» муниципальных облигаций – амортизация. Что это такое и как она считается – я писал в большой и подробной статье, поэтому только вкратце. Амортизация – это постепенное погашение номинала облигации. Например, в первый год погашается 10% от номинала (100 рублей), на второй – 20% (200 рублей), на третий – еще 20% (200 рублей), а потом облигация гасится полностью.

Почти все муниципальные облигации РФ, за исключением 4 выпусков (Москва-32048-об, Томская Обл-25060-об, Томская Обл-25061-об, ЯНАО-35003-об), идут с амортизацией. Почему?

Постепенное погашение номинала облигации выгодно для муниципалитета, так как позволяет ему рассчитываться с инвесторами постепенно, а не копить крупную сумму на счете к определенному сроку. Представьте, что вы взяли кредит в банке. Проще и удобнее расплатиться частями, чем отдавать всю сумму с процентами в конце срока, не так ли?

А вот еще интересная статья: Новые облигации июля: обзор готовящихся выпусков

Купив облигацию с амортизацией, инвестор может рассчитывать на постепенный возврат капитала, а полученные средства – вкладывать в другие инвестиционные инструменты. В такие бонды выгодно инвестировать при повышении ключевой ставки, так как постепенно можно перекладываться в более доходные активы. При снижении же ставки в такие активы стоит вкладываться с осторожностью и только с пониманием того, что вы делаете.

У муниципальных облигаций с амортизацией есть одна особенность: при уменьшении номинала при сохранении той же процентной ставки уменьшается размер купонной выплаты. Так, 10% от 1000 рублей составляет 100 рублей, а 10% от 800 рублей (номинал уменьшился на 20% при амортизации) всего 80 рублей.

Хороший пример – облигация ОренбурОбласть-2-35002-об. При фиксированной ставке купона в 11% размер выплаты сокращается за счет уменьшения номинала.

ОренбурОбласть-2-35002-об

Где ознакомиться со списком облигаций, как составить портфель

Информацию по этому типу ценных бумаг можно посмотреть на rusbonds.ru, сайте ММВБ, на cbonds.info отображаются те же данные. Так что источников информации хватает.

На перечисленных порталах можно сортировать ценные бумаги по множеству критериев – задать пороговые значения купонных выплат, эмитента, ознакомиться с его надежностью. Есть разделение облигаций на категории в зависимости от эмитентов (муниципальные, государственные, корпоративные).

Один из самых удобных сервисов для поиска облигаций – rusbonds. Все облигации разделены по категориям, в поиске масса фильтров, а информация выдается в удобном для восприятия виде.

Не забывайте и про официальный сайт Минфина. Здесь тоже отображается информация по выпускам облигаций, их цена. Таблицу можно просматривать прямо на сайте либо скачать на ПК.

Минфин официальный сайт

Что касается составления портфеля, то стратегий можно выработать несколько:

  • максимально консервативную. Включить, например, в нее 70% государственных и 30% корпоративных с более высокой доходностью. У брокера “Открытие” есть готовые стратегии такого плана, в портфеле ИИС «Стабильный» логика составления примерно та же;

    Открытие стабильный

  • умеренную, примерно поровну распределить процент облигаций;
  • сделать ставку на риск. Вложиться в самые рискованные ЦБ с максимальным уровнем выплат и не обращать внимания на риск. Если хоть одна из таких «мусорных» бумаг выстрелит, прибыль покроет убытки по остальным. Муниципальные и государственные ЦБ не используются, только корпоративные.
Название компании (данные на февраль 2021 г.)Размер купона, % годовыхЦена срвзв. чистая, % от номиналаДата погашенияТикер
Совкомбанк-5-боб7.5101.0825.11.2027RU000A0ZYJR6
Роснефть-002Р-04-боб7.5104.02903.02.2028RU000A0ZYT40
ПИК ГК-БО-ПО15.6599.2925.02.2022RU000A0JXK40
Система АФК9.75105.2130.09.2025RU000A0JVUK8
Уралкалий-ПБО-04-Р7.7104.409.06.2023RU000A0ZZ9W4
МТС-001P-067.25104.61226.02.2025RU000A0ZYWY5

При составлении портфеля рекомендую обратить внимание на облигации из таблицы выше. Они надежны, дают неплохой купонный доход и могут стать основой инвестпортфеля. Я не сторонник чрезмерного риска, потому не советую превращать инвестирование в лотерею и работать либо по 1, либо по 2 схеме. Подробнее о том, как правильно выбрать облигации для инвестирования я расскажу в отдельной статье.

Налогообложение

Как и в случае с ОФЗ, налогообложение муниципальных облигаций имеет свои особенности

Так, при получении купона от муниципальных облигаций налог оплачивать не нужно – инвестор освобождается от уплаты НДФЛ. То есть купонный доход поступает на счет полностью.

А вот с разницы между покупкой и продажей налог платить придется. Например, если вы купили 100 облигаций за 1023 рубля, а продали за 1036, то получите доход (1026 – 1033) * 100 = 1300 рублей. С этой суммы нужно уплатить 169 рублей в виде налога.

Если вы купили облигацию ниже номинала и дождались ее погашения, то с полученного дохода тоже нужно будет заплатить 13%.

Если же облигация куплена выше номинала и погашена по номиналу, то вы получите убыток. Налог платить в этом случае не нужно, более того, убыток вы сможете перенести на будущие года.

Перенос убытков

Муниципальные облигационные займы

Одним из способов привлечения необходимых властям денежных средств является выпуск и распространение облигаций.

Ценные бумаги могут быть выпущены на:

  • строительство или модернизацию определенного объекта. В этом случае предусматривается, что доходность облигации будет рассчитываться исходя из доходности объекта, на который были направлены привлеченные средства;

Причем, погашение облигации так же осуществляется из средств, вырученных за счет работы объекта. Самой распространенной формой такого облигационного заимствование считается привлечение средств инвесторов на строительство жилых домов.

Условиями выпуска облигаций может быть предусмотрено, что владелец ценной бумаги в момент наступления срока ее погашения получает не денежную сумму, а квартиру в построенном здании.

  • иные цели, предусмотренные законодательством РФ. При этом может быть оговорено, что погашение задолженности будет осуществляться от результатов определенной деятельности.

В настоящее время большинство муниципальных образований привлекают в свой бюджет дополнительные средства путем выпуска облигаций. Такой способ инвестирования считается наименее затратным.

Однако существует ряд проблем, связанный со свободным обращением выпущенных ценных бумаг на рынке и как следствие ненадлежащей ликвидностью займов.

В настоящее время Правительство РФ усиленно работает над решением этой проблемы, тем самым, передавая большую часть полномочий по управлению регионом органам местного управления.

Порядок оформления круглосуточных займов на карту, описан в статье: круглосуточные займы. Возможен ли беспроцентный займ между юридическими лицами наличными, смотрите на странице.

В чём заключается ответственность заемщика по договору займа, рассказывается здесь.

Какие есть риски и возможен ли дефолт

Некоторые инвесторы полагают, что по муниципальным облигациям риск дефолта полностью исключен, так и по ОФЗ. Но это не так. Риск дефолта, в том числе по ОФЗ, исключить нельзя. Другое дело, что его вероятность не очень-то и велика.

Кроме того, по некоторым выпускам муниципальных облигаций дефолты всё-таки были зафиксированы. Например, в 1998 году дефолты были допущены практически по всем выпускам государственных бумаг, а также муниципальных облигаций.

После кризиса 2008 года, когда многие муниципальные бонды практически дефолтнулись (но не дефолтнулись) было введено специальное бюджетное правило, в соответствии с которым были наложены ограничения на размер заимствований, если долговая нагрузка региона превышает определенный процент пополнений. Проще говоря, если у муниципалитета и так слишком много долгов, то новый выпуск облигаций ему не светит.

Несмотря на это, в истории зафиксированы два технических дефолта муниципальных облигаций:

  • в 2009 и 2010 году Клинский район Москвы трижды просрочил выплату купонов;
  • в 2015 году Новгородская область просрочила погашение кредита ВТБ.

Дефолты муниципальных облигаций

В итоге и тот, и другой эмитент исполнили свои обязательства – правда, немного позднее (смотрите в таблице дату погашения).

Как я писал выше, государство вряд ли допустит полного дефолта по муниципальным облигациям, так как это сильно ударит по престижу страны и отпугнет иностранных инвесторов, вкладывающих в государственный долг РФ. С другой стороны, в статье 102 Бюджетного кодекса РФ указано, что «РФ не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы РФ».

Так что при инвестировании в муниципалы стоит бояться не столько дефолтов, сколько других рисков. Вот какие риски муниципальных облигаций стоит учитывать:

  • Риск ликвидности. Если вы выходите с большим объемом средств для покупки, то могут возникнуть проблемы с покупкой, так как в целом эти облигации менее ликвидны по сравнению с ОФЗ и корпоративными бондами. Возможно, вам придется переплатить за счет высокого спрэда;
  • Риск снижения процентных ставок. Как я писал выше, муниципальные облигации с амортизацией выгодно покупать при повышении ставок, а при снижении ключевой ставки может оказаться, что вам будет некуда перекладываться (другие инструменты будут давать меньшую доходность).
  • Риск повышения процентных ставок. С другой стороны, повышение ставки влечет за собой снижение рыночной цены облигации, так что если вы решите выйти из инвестиции до погашения бумаги, то вам придется продавать ее дешевле, чем вы купили.
  • Риск снижения доходности. Так как за счет амортизации купон постепенно уменьшается, то и ваш доход тоже тает.

А вот еще интересная статья: Самые доходные российские облигации с ежемесячным купоном в 2021 году

Так что с муниципальными облигациями всё не так однозначно, как на первый взгляд. Да и на второй точно.

Где приобрести МО

Как и любые ценные бумаги, приобрести муниципальные облигации можно в QUIK от Сбербанка, ВТБ, Открытие, АК Барс. Также софт успешно работает для клиентов Финам.

Доступ к торгам возможен сразу после регистрации и открытия брокерского счета или ИИС. Если инвестор работает через брокера, то управление может быть как через клиент-программу, так и по телефону.

Важно: Перед тем, как найти муниципальные облигации в QUIK и совершить покупку, рекомендуется изучить руководство пользователя.

Рабочее место инвестора позволяет проводить глубокую аналитику и сравнение разных выпусков. Знание программы поможет использовать весь ее функционал.

Специальный софт открывает двери на фондовую биржу, где можно сравнить и купить муниципальные облигации, ОФЗ, ГКО и другие ценные бумаги. Скачивать дистрибутив нужно только с официальных сайтов банков или брокеров.

Как выбирать муниципальные облигации

Для поиска подходящих муниципальных облигаций удобно использовать сервис https://www.rusbonds.ru/. Переходите в раздел «Анализ облигаций» и выставляете нужные параметры:

  • сектор рынка – «Муни»;
  • состояние выпуска – «В обращении»;
  • вид купона – по желанию (большинство муниципальных облигаций с постоянным купоном, но есть и с переменным);
  • рейтинг и обеспечение – если нужны сверхнадежные бонды, то выставляете «Да».

Амортизацию можно не настраивать, прочие параметры (дата погашения, доходность, дюрация и т.д.) выставляют по вашему желанию. Например, нам нужны короткие муниципальные облигации, чтобы пристроить деньги на ближайшие 2 года, и при этом мы хотим получить доходность не ниже 7%. Выставляем всё, как на скриншоте, и жмем «Найти».

Скринер облигаций

Как видим, таких облигаций совсем немного.

Выбранные облигации

Смотрим в графу «Торги за неделю» и видим, что по выпускам НовосибирскаяОбл-34018-об и ТомскАдм-34006-об сделок вообще нет – их брать вообще не будем.

По облигациям БашкортостанРесп-34008-об, КалининградОбл-34001-об, НижегородОбл-34009-об, НижегородОбл-34012-об сделок не так много (от 13 до 26), причем по первым двум обороты совсем небольшие. Это не страшно, но если зайти на рынок с большой суммой, то может не оказаться нужного объема для покупки.

Далее анализируем каждую облигацию по отдельности. Смотрим амортизацию, размер купонов и динамику их изменений и уже на основе этой информации принимаем решение о покупке.

Вот такие вот муниципальные облигации. Как вы относитесь к этому финансовому инструменту и есть ли у вас опыт работы с ними? Пишите в комментариях! Удачи, и да пребудут с вами деньги!

Оцените статью

[Общее число голосов: Средняя оценка: ]

Почему регионы активно выходят на рынок облигаций

Обычно местные органы власти используют облигации, чтобы финансировать бюджетный дефицит или какие-то инфраструктурные проекты в регионе.

Как правило, расходы региональных бюджетов распределяются в течение года неравномерно, пик бюджетных трат приходится на декабрь. Кроме того, в конце осени субъекты должны погашать краткосрочные бюджетные кредиты Федерального казначейства. Это вынуждает регионы и муниципалитеты активно выходить на рынок коммерческих заимствований именно во второй половине года.

Но в этом году на это наложились еще и дополнительные факторы. Из-за эпидемии COVID-19 и карантинных мер доходы регионов сильно сократились. При этом потребность в деньгах лишь отчасти компенсировала финансовая помощь из федеральных источников.

В случае второй волны пандемии серьезный стресс для региональных бюджетов сохранится, а готовность федерального правительства предоставлять дополнительную поддержку может снизиться.

В такой ситуации региональные власти вынуждены прибегать к выпуску облигаций. К тому же снижение ключевой ставки позволяет сегодня регионам размещать свои облигации по гораздо более выгодным ставкам, чем было ранее.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]