46854
0
Автор статьи:
Султанов Искандер Анварович
Основатель Projectimo.ru
Свежие публикации автора:
Системный проект нормирования труда
Реализация проекта перевода учета на аутсорсинг
Ожидание сущностных изменений в инвестициях
Сбалансированная система показателей, возникшая в начале 90-х годов на Западе как веление времени, пришло в 2000-х годах и в российскую практику управления. Изначально было принято считать, что BSC служит мощным мотивационным регулятором процессуальной практики бизнеса. В настоящей статье мы рассмотрим вопрос о том, какие ключевые показатели эффективности могут быть успешно применены и в проектной деятельности. Такой опыт постепенно обретает все большую значимость в современном менеджменте.
Краткий обзор BSC
Теория The Balanced Scorecard (BSC) стала известной и популярной в сознании управленцев благодаря книгам и деятельности двух авторов Р.С. Каплана и Д.П. Нортона. Одним из существенных компонентов этой системы выступают модели мотивационных показателей, которые постепенно стали называть KPI (Key Performance Indicators). Из-за сложностей корректного перевода эти показатели в русскоязычной среде начали именовать КПР (ключевые показатели результативности) или КПЭ (ключевые показатели эффективности). Почему-то последнее «прижилось» в ментальности менеджеров лучше.
Модели KPI, реализованные в реальном бизнесе, являясь частью сбалансированной системы показателей, сами представляют собой систему, интегрированную во многие функциональные блоки управления. Среди них стратегический менеджмент и управление персоналом занимают главенствующее место.
В последние годы в разработке стратегии многие российские компании научились добиваться успеха. Однако причины неудач бизнеса до сих пор кроются в слабости методичной разработки и воплощении программ конкретных действий по стратегической реализации. BSC и входящие в эту систему ключевые показатели эффективности призваны закрыть «дыры», сохраняющиеся между стратегией и низовыми процессами деятельности, а также проектами развития.
Пирамида сбалансированной системы показателей компании
Система BSC называется сбалансированной, потому что представляет собой пирамиду-иерархию целей, имеющую гармоничную логику декомпозиции от видения, миссии компании, через стратегию и стратегические цели к целям все более низкого уровня:
- финансовым;
- клиентским;
- процессным и проектно-техническим;
- целям бизнес-системы и потребностям персонала.
Как известно, традиционная методология BSC уделяет большее внимание как раз процессам, чем проектным задачам. Такое положение вещей долгое время было неизменным. В настоящее время сама архитектура постиндустриального бизнеса обретает все большую проектную ориентацию, поэтому возрастает потребность в локализации системы KPI применительно к проектам. Ниже представлены две схемы ретрансляции стратегии вниз до составов проектной реализации, которые отдельного пояснения не требуют.
Модель проектного блока сбалансированной системы показателей
Разделение проектов компании на два их основных видах в рамках BSC
Хотим мы этого или нет, но наши компании уже находятся в среде бизнеса новой эпохи. И если путь деградации и банкротства категорически неприемлем, альтернативы BSC нет. Самое интересное, что и размер бизнеса в последние годы для внедрения сбалансированной системы KPI не помеха, а трудности внедрения есть и будут. Тут, как всегда, важно само движение к полноценной модели, идеально никогда с первого раза не получается.
Как внедрить систему KPI на своем предприятии
Обычно выбор показателей идет сверху вниз: от основных целей предприятия к разработке планов для отдельных сотрудников. Например:
- Ставим задачу увеличить прибыль на 20 % по сравнению с предыдущим периодом.
- Смотрим, какие факторы влияют на этот основной показатель.
- Прорабатываем систему индикаторов для отделов, которые напрямую влияют на прибыль компании.
- Разрабатываем метрики для отдельных сотрудников.
Если вы решили внедрить KPI на своем предприятии, то не спешите перестраивать всю работу, начните с какого-то одного подразделения, например, отдела сбыта или продаж. Если ваши менеджеры используют CRM-систему, это значительно упрощает задачу, большинство современных продуктов уже содержат метрики для оценки эффективности и производительности.
Разработайте систему показателей, которые, на ваш взгляд, больше всего влияют на результат работы менеджеров. Их не должно быть слишком много – в идеале от 3 до 5 действительно важных и понятных человеку метрик.
Затем начните перестраивать работу, пригласите сотрудников “подопытного” отдела, экономистов, финансистов и других специалистов, которые могут помочь в решении поставленной задачи.
Выслушайте менеджеров, их непосредственного руководителя и других сотрудников, вместе подкорректируйте выбранную систему показателей, расскажите, какие бонусы они получат от перехода на новую систему. Любые изменения на предприятии чаще всего вызывают сопротивление со стороны людей, поэтому нужно постараться заручиться поддержкой ключевых специалистов.
Мотивация персонала в проектах и KPI
Система показателей деятельности строится для целей управления посредством мотивирования персонала на решение задач циклического характера (процессов) и уникальных задач в условиях ограничений (проектов). В российской практике хозяйствования иногда приходится сталкиваться с ситуацией, когда менеджер проекта оказывается в растерянности из-за неясности вопросов, связанных с мотивацией не только членов его команды, но и его самого. Это одна из весомых причин срывов успешных начинаний.
Конечно, проектно-ориентированную систему мотивации персонала нужно тщательно разрабатывать и регламентировать. Ключевая роль здесь отводится директору по персоналу. При этом следует помнить, что все проекты уникальны не только по составу решаемых задач, но и по мотивационной конфигурации. Используя ключевые показатели эффективности, мотивировать нужно не только команду проекта и его менеджера. Данный вопрос следует решать и относительно проектного офиса, команд управления проектами и, иногда, куратора. Система KPI, мотивирующих участников проекта должна включать следующее.
- Цели ответственных работников и команд.
- Охват работников компании и сторонних участников.
- Срок действия мотивации.
- Критерии оценки, ее процедуры и ответственные лица за установление размера KPI.
- Регламентацию процедур взысканий и поощрений.
- Календарный регламент расчета KPI.
- Регламент формирования мотивационного бюджета.
Очень важно, чтобы с самого начала на уровне стратегии, инвестиционной и мотивационной политик была концептуально установлена политика компании в области мотивации персонала, занятого в проектной деятельности. В некоторых компаниях этого нет. Должен быть выделен бюджет на фиксированную часть стимулирования работников, привлекаемых к проектным мероприятиям, а также изысканы средства на премии за успешную их реализацию. В своей практике я всегда стремился добиваться от высшего руководства уровня премиального фонда в размере 30-40% от фиксированной части бюджета на эти цели.
Модель обеспечения информацией процедуры расчета KPI компании
Система бюджетного управления, СУП (система управления проектами) и система KPI находятся в тесном взаимодействии как с позиции бюджета мотивации персонала, так и с позиции информационного обеспечения расчетной базы показателей эффективности. Такое вполне естественно. Более того, во многих компаниях в комплекс бюджетного управления, помимо чисто финансовых планов и отчетов, интегрирована подсистема трудового, технического и других видов нормирования. В отдельных компаниях, напротив, нормативная система планирования полностью подменяет собой бюджетную и работает весьма результативно. Какая бы модель финансового регулирования не была избрана, я убежден, что названные три системы лучше всего внедрять и развивать совместно, потому что они – части целого.
Назначение
Количественная оценка рабочих позволяет получить практические данные об их ценности, зафиксировать прогресс и сравнить полученные результаты с конкурентами. Изначально KPI применялись только в сфере торговли, так как дают возможность проанализировать работу персонала и менеджеров, однако сейчас их использование возможно в разных отраслях и обеспечивает мониторинг на всех уровнях компании.
Так, для маркетологов это демонстрация успеха рекламных кампаний и средств привлечения потенциальных покупателей, для сбытовиков – отметка конъюнктуры рынка, торговых издержек, продаж и производительности торговых отделов. Финансисты применяют данные для анализа ликвидности, привлекательности бизнеса для инвесторов, отчета о доходах и расходах.
KPI для проектно-ориентированного бизнеса
Напомним себе, что проектные задачи в организации делятся на две большие группы: внутрикорпоративные проекты развития и проекты контрактного типа, присущие природе бизнеса, имеющего проектный тип производства. В рамках настоящего раздела нас интересует второй тип организации, присущий бизнесу в сфере строительства, IT-разработок, мелкосерийного и штучного производства, консультационной деятельности. В этой связи интерес представляют примеры становления систем KPI для проектов компаний в названных областях.
Критериальный фундамент результативности и эффективности проекта формируется еще на этапе разработки устава проекта. Его составной частью служат факторы успеха (показатели успешной реализации), закладывающие основу для будущего состава KPI. С учетом основных функций управления, стадий проектной реализации, ее содержания, ограничений и рисков акцентируем внимание на трех предметных элементах «треугольника ограничений»:
- «деньги» или бюджетные ограничения;
- «сроки» или временные ограничения;
- содержательные ограничения или «качество» проекта.
Эффективность проектов в основном определяется умелым оперированием этими тремя аспектами. Вокруг них и должна строиться система показателей. И по логике методологии BSC, и по здравому разумению бюджетные ограничения главенствуют для мотивации эффективности. За основу выработки соответствующих KPI целесообразнее принять метод освоенного объема (EVM). Целью выработки показателей данной группы является определение соответствия фактически выполненной работы плановым объемам в рамках бюджета.
Состав показателей EVM, служащие основой для KPI проекта
Ключевые показатели эффективности, сформированные на основе методологии EVM, хорошо применимы на практике с использованием распространенного MS Project. Например, наиболее доступный показатель – нормативное значение CV- отклонение по стоимости показывает, укладывается менеджер проекта в выделенный ему бюджет средств или нет. Также мы можем выделить практикуемые KPI из разряда индексов, среди которых для целей бюджетных ограничений используется показатель CPI. Он дает относительную оценку эффективности использования ресурсов.
Эффективность реализации проекта по временному параметру характеризуется показателями SV и SPI. Отклонение от графика может исчисляться в денежных единицах или единицах времени в зависимости от принятой логики измерения. Это в той же мере касается и индексного показателя. Рассматривая вопрос о содержательных показателях, нельзя не учесть потребность прохождения вех проекта в срок. Пока говорить о развертывании полноценных BSC в рамках отдельных проектных задач не приходится, но поэлементно идет развитие таких систем по традиционным составляющим:
- клиенты;
- процессы;
- системы и персонал.
Методы оценки эффективности инвестиционных проектов
Для оценки эффективности инвестиционных проектов могут использоваться два метода (
):
- метод, опирающийся на оценку с помощью недисконтированных (простых) показателей;
- метод, опирающийся на дисконтированные показатели эффективности реализации инвестиционного проекта.
Каждый из этих подходов имеет свои достоинства и недостатки и объединяет в себе целую систему показателей.
Так если для анализа применять недисконтированныепоказатели, то расчеты будут легче. Однако в этом случае не будет учтено влияние фактора времени на стоимость денег.
Другими словами, все денежные потоки проекта будут приниматься к расчету без учета инфляции.
Но, ни для кого не секрет, что в условиях нестабильной экономики, покупательская способность денег падает. Это значит, что на 1000 рублей через 5 лет, можно будет купить гораздо меньше товаров.
Так если уровень инфляции, например, 5%, то 1000 рублей превратятся в 783,53 рубля. Если же инфляция возрастет до 10%, то 1000 рублей, полученная через 5 лет, будет эквивалентна 620,92 рублей на сегодняшний день.
И чем выше уровень инфляции, тем больше обесценивается денежная масса.
В этой связи инвестору необходимо иметь четкое, понятное сравнение денежных потоков, полученных в различное время. Для этих целей применяют метод, базирующийся на дисконтировании денежных потоков. Понятно, что данный метод более точный, но он более трудозатратный в оценке. И для адекватной оценки необходимо использовать актуальную ставку дисконтирования. Однако, если горизонт расчета (жизненный цикл) проекта большой, актуальность использования дисконтирования возрастает в разы.
Базовые принципы веб-аналитики
Напоследок хочу дать вам базовые принципы веб-аналитики:
- Для каждой рекламной системы используем одноименный сервис аналитики. Если ведете рекламную кампанию в Яндекс Директе, то обязательно работаем с Метрикой. Если даете рекламу в Google Adwords, то работаем с Analytics
- Задавайте цели. Без целей веб-аналитика не существует. О них было сказано в начале этой статьи
- Настройка виджетов, отчетов и оповещений для постоянной работы
- Для e-commerce настраиваем модуль для электронной торговли
Примечания
- ↑ 12
Вишнякова М. В., 2017, с. 18. - ↑ 12
Панов М.М., 2013, с. 3. - ↑ ГОСТ Р ИСО 9000-2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь (рус.) (неопр.)
?.
docs.cntd.ru
(10.09.2009). - ↑ Клочков А. К., 2010, с. 13.
- ↑ Вишнякова М. В., 2017, с. 19, 273.
- ↑ Ветлужских Е. Н., 2013, с. 83.
- ↑ Клочков А. К., 2010, с. 12.
- ↑ Панов М.М., 2013, с. 4.
- ↑ Вишнякова М. В., 2017, с. 19, 129.
- ↑ Ветлужских Е. Н., 2013, с. 75.
- ↑ 12
Панов М.М., 2013, с. 106. - ↑ Клочков А. К., 2010, с. 14—15.
- ↑ Панов М.М., 2013, с. 211.
- ↑ 12
Панов М.М., 2013, с. 81. - ↑ Вишнякова М. В., 2017, с. 19, 130.
- ↑ Вишнякова М. В., 2017, с. 133.
- ↑ Вишнякова М. В., 2017, с. 248.
- ↑ Вишнякова М. В., 2017, с. 174—175.
- ↑ Ветлужских Е. Н., 2013, с. 114, 210.
- ↑ Вишнякова М. В., 2017, с. 185.
- ↑ Вишнякова М. В., 2017, с. 199.
Как рассчитать зарплату
Расчет заработной платы ведется на основе коэффициентов. При этом процент учитывается от бонусной части, а не от фиксированной. Таким образом, при перевыполнении плана работник получает оклад, привычную надбавку и процент от нее за перевыполнение. Если же план не выполнен, то размер бонуса (премии) сокращается.