Утилизация отходов нефтепродуктов в день заказа Чуть более 20% приходится на сектор переработки и 16% на потребителей. Под утилизацией НСО понимают переработку отходов для получения других нефтепродуктов пусть и более низкого качества, чем «изначальные». Такой подход экономически целесообразен, т.к. дает возможность экономить на закупках материалов, снижает потребность в добыче.

Рынок российского госдолга: есть ли жизнь под санкциями во время пандемии Поделиться Facebook Twitter VK


Внешний государственный долг России
Редакция

Команда редакторов Promdevelop

Принятый в 1992 закон Российской Федерации разделил государственный долг на внешний и внутренний.

Государственный долг России на 2021 делится на внешний и внутренний займы соответственно с валютой возникших обязательств. Займ в иностранной валюте относятся внешнему долгу РФ, а рублевые – к внутреннему. Согласно 6-й статьи бюджетного кодекса Российской Федерации, внешний долг государства – это обязательство страны, возникающие в иностранных денежных единицах.

Государственным внешним долгом РФ являются обязательства:

  1. ЦБ;
  2. органов федеративной власти;
  3. федеративных субъектов.

ЦБ является официальным источником информации по структуре, истории, текущему состоянию и плану платежей.

Кредиторами обычно бывают:

  • другие государства;
  • частные фонды;
  • МФО.

Исторические данные

  • Фактически Госдолг появился в 1991 году после распада Союза Светских Социалистических Республик, когда РФ, как преемница, взяла все долговые повинности на себя.
  • Из-за тяжелого экономического кризиса в 1990-е после распада СССР Россия практически не погашала займы и набрала новые. Объем внешнего долга РФ рос до 1998 г. и составлял 188 миллиардов $. После пика и окончания кризиса в 1998 г. и преодоления дефолта начали снижаться размеры должностных выплат (см. Грозит ли России дефолт в 2021 году?).
  • В начале 2000-х гг. Российская Федерация стала укреплять экономические позиции благодаря росту цен на нефть.
  • Уже летом 2006 в следствии длительных переговоров был преждевременно погашен займ Парижского клуба – 22,5 млрд $.
  • К 2008 г., из-за доступных иностранных займов, задолженность опять выросла до 0,5 трон. $.
  • В 2013 г. были погашены кредиты СССР. Выплачено в сумме 3,65 миллиарда $, таким странам: Черногория, Чехия и Финляндия.
  • Следующий максимум был достигнут в 2014 г. – более 0,7 триллиона $. После чего стал достаточно быстро сокращается из-за санкций.
  • В конце 2014 – начале 2015 гг. были выплачены свыше 0,1 триллиона долларов за несколько месяцев. Что в итоге привело к валютному кризису и падению курса рубля.
  • Летом 2021 был погашен госдолг Советского Союза в сумме 125,2 млн $ Боснии и Герцеговине.

График внешнего долга России

Прогноз

Учитывая прогнозные данные, стоит отметить, что в ближайшие несколько лет будет увеличиваться внутренний долг и постепенно снижаться внешний. Еще один интересный момент, который необходимо отметить это то, что к лету прошлого (2019 года) активы составили около 1,25% от прогнозного внутреннего валового продукта этого же периода на основе государственной оценки.

На 1 января 2021 года государственный долг с расширенным пониманием превысил государственные активы на 1,5% от ВВП. Тем самым, у России отсутствует на сегодняшний день чистый долг. Тем самым, экономика России является одной из наиболее интересных по мнению некоторых аналитиков. Определенные политические условия вынудили правительство увеличивать запасы и контролировать достаточно жестко долговую дисциплину. Правда, из-за такого жесткого подхода ухудшилась ситуация, связанная с развитием экономической ситуации в стране.

По мнению аналитиков на сегодняшний день Россия может позволить себе увеличить общий долг на 50% не подвергая угрозе свою финансовую стабильность. Это довольно хороший резерв для того, чтобы ускорить медленные темпы роста экономики.

Оценки состояния и динамика внешнего долга РФ

Из-за введения санкций, наложенных на Российскую Федерацию, в цифровом эквиваленте размер долга сокращается, однако в относительных показателях растет. Эксперты считают, что объяснить это можно снижением ВВП, падением курса рубля и сокращением экспорта энергоносителей из-за снижения мировых цен на них.

Действующие санкции против России в 2021 году: причины, контрсанкции, значение для экономики

Согласно мнениям экспертов, динамика роста внешнего долга России не является критичной в соотношении с задолженностью некоторых других мировых держав.

По прогнозам, внешний государственный долг России на 2018- 2019 гг будет продолжать расти. Несмотря на запланированные на этот период оплаты.

ВВП и внешний долг России: По относительным показаниям, госдолг составляет примерно 5-10% от всего ВВП, этот показатель ниже только у 4 мировых держав.

Почему Россия так быстро рассчитывается с долгами

По темпам уменьшения внешнего долга Россия вышла на 1 место среди стран Европы, Африки и Ближнего Востока. Чуть больше, чем за 4 года России удалось снизить долг на 36%. В 2014 году задолженность составляла более 700 млрд долларов, а в 2021 году — 467 млрд долларов. Для сравнения, Венгрии на сокращение долга на 27% понадобилось 8 лет.

Россия активно снижала задолженность с 2014 года, но последний этап уменьшения охватил не только финансовый сектор. В первой половине 2021 года увеличились вливания в облигации федерального займа (ОФЗ). Это компенсировали выплатами государственных организаций, которые погашали обязательства перед другими странами.

Первое место по выплате долгов Россия заняла вынужденно. Это произошло в основном из-за закрытия рынков капитала. Занимать деньги теперь либо очень дорого, либо вообще невозможно. С одной стороны резкое сокращение внешней задолженности России усиливает давление на российский рубль, а с другой стороны влияние внешнего долга на рубль в целом заметно уменьшается.

Прогнозы UBS — в дальнейшем сокращение задолженности может вызвать отток капитала частного сектора. А это в свою очередь отрицательно скажется на курсе российского рубля.

Структура внешнего долга России на 2018

Внешний долг России в 2021 состоит из следующих категорий:

  • Внешний госдолг;
  • Обязательств перед участниками Парижского клуба;
  • Долговые выплаты перед кредиторами, не являющимися участниками Парижского клуба;
  • Обязательства перед бывшими государствами Совета экономической взаимопомощи;
  • Коммерческие займы бывшего Союза Советских Социалистических Республик;
  • Обязательства перед финансовыми международными организациями;
  • Погашение по еврооблигационным кредитам;
  • Облигационные ссуды;
  • Выплаты по ОВГВЗ.

В структуру внешнего долга Советского Союза включены:

  • Договора с рассрочкой;
  • Среднесрочные или краткосрочные ссуды на коммерческой основе, которые подтверждаются векселями и траттами (ценные бумаги);
  • Векселя и тратты с платежами для предъявителей;
  • Инкассо – расчётная банковская операция, по передаче денег получателю от плательщика через банк. За выполнения этой операции взимается комиссия;
  • Обязательства безотзывные и отзывные, в том числе банковские аккредитивы с рассрочкой;
  • Прочие договоренности, относящиеся к разрешению по постановлению руководящих органов.

Практически всю задолженность составляют еврооблигационные кредиты. Ценные бумаги – еврооблигации, которые выпускаются в денежных единицах, отличающихся от государственной валюты.

Внешний долг США — Почему долги не мешают экономике США расти?

Что такое внешний долг и что он в себя включает

Экономика семьи, предприятия, банка и страны базируется на бюджете. Он дает возможность планировать расходы, опираясь на доход. И если в случае семьи план держится в голове, то для страны – это документ, имеющий форму Закона.

Пополняется бюджет за счет:

  • налоговых поступлений;
  • ренты на природные ресурсы, такие, как нефть, газ, полезные ископаемые;
  • прибыли с экспорта товаров и услуг госпредприятий;
  • процентов от покупки Правительством ценных бумаг других стран и т.д.

Расходная часть включает затраты на медицину и образование с наукой, оборону, социальное обеспечение, развитие инфраструктуры и многое, многое другое.

Практически всегда расходы государственного бюджета превышают доходы. Возникает дефицит денежных средств. Если он находится в пределах от 0,1 до 3%, ничего страшного не происходит – за счет роста внутренней инфляции дефицит бюджета перекрывается. Другое дело, когда нехватка средств большая, например, резко упали цены на нефть и газ, а платить пенсии, заработную плату учителям, врачам военным надо.

Дороги и больницы так же строить необходимо. В этом случае государство прибегает к займу. Деньги можно занять внутри страны у населения, банков, той части сектора экономики, которая занимается производством товаров и оказанием услуг (его называют корпоративным сектором). Если дефицит погасить не получается – выходят на международный рынок ценных бумаг, где предлагают облигации под определенный процент. И чем он выше, тем быстрее пакет раскупается.

Это классическая модель долга государства. Но жизнь разнообразнее. Поэтому во внешней задолженности присутствуют и другие денежные обязательства. Их полный перечень можно увидеть из определения внешнего долга в учебниках по экономике.

Внешний госдолг – это финансовые обязательства государства перед субъектами международного права: странами, фондами, банками, корпоративным сектором. В задолженность входят: уплата процентов по ценным бумагам и зарубежным кредитам, погашение (выкуп) ценных бумаг по истечении срока действия и возврат займа, гарантии под ссуды, выданные зарубежными банками национальным корпорациям и компаниям, обязательства по оплате импорта.

Из приведенного определения можно сделать важный вывод: в мире нет страны без внешнего долга. Даже Китай, с его мощными финансовыми ресурсами его имеет – образуется просто: компания купила товар с отсрочкой платежа. Пока деньги не ушли продавцу, государство, в лице покупателя, имеет долг.

Кому должна Россия? Внешний долг по годам

Минфин сообщил – внешний долг РФ сократился после перекрытия займов Советского Союза. На текущий момент есть только одна задолженность перед Южной Кореей. Согласно договорам, она должна быть погашена до 2025 г.

  • Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией) на 2019 год 53 954.6 млн. долларов США. .
  • Государственный внешний долг РФ (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые РФ) на 1 января 2021 года 54 848.3 млн. долларов США. См. документ Минфина.
  • Государственный внешний долг России (в т.ч. обязательства бывшего Союза ССР, принятые РФ) 56 786.0 млн. долларов США на 1 января 2021 года. См. отчет Минфина на 2021 год.

Внешний долг мировых держав, спрогнозированный МВФ

Для сравнения внешнего долга РФ с долгами других стран следует пояснить, что экономика каждой страны уникальна, как и методика ведения учета. Так, например, долг Японии на 2015 год достигал 250% годового ВВП, что означает, что все японцы могли бы 2,5 года работать только на исполнение внешних обязательств. Но при этом Япония один из главных кредиторов США.

А если бы все страны потребовали возврат своей дебиторской задолженности, еще неизвестно какое из государств оказалось бы в самом критичном положении. Поэтому, когда говорят о внешнем долге государства, всегда привязывают значение к показателю ВВП для наглядности и сопоставимости показателей.

Кроме реальных данных внешнего долга стран мира МВФ составляет еще и прогнозируемые показатели, которые приведены в процентах к годовому ВВП государства:

Страна2020202120222023
Австралия38,7436,1234,1832,24
Беларусь49,6347,4946,1243,22
Канада81,1678,6874,4174,26
Китай57,5660,4563,0565,45
ЕС76,7674,6372,4170,16
Россия19,9520,0120,1420,35
Украина71,6866,9263,0559,37
Великобритания85,1884,5283,6282,51
США111,26113,12115,23116,87
Япония232,29231,43230,71229,65

Из приведенных прогнозируемых данных, которые составил МВФ видно, что Россия находится в одном из наиболее выгодных положений по сравнению с другими странами по внешнему долгу. Прогноз был составлен и опубликован еще в 2021 году по 185 странам, поэтому текущие показатели могут значительно отличаться от прогнозируемых, но для наглядности их достаточно.

Внешний долг России в 2021 году

Россия сократила объем внешнего долга. Как заявил ЦБ России, внешний долг РФ, по состоянию на первое января 2021 года, составляет 470,1 миллиарда долларов, что по сравнению с показателем годовой давности меньше на 21,3 миллиарда долларов.

Отмечается, что снижение долговых обязательств перед нерезидентами было зафиксировано во всех секторах экономики. Наиболее заметным, как отметили представители регулятора, стало сокращение иностранной задолженности прочих секторов, касающейся привлеченных кредитов.

Напомним, что в период с февраля по март 2021 года экономика РФ оказалась одновременно под воздействием пандемии COVID-19, оказавшей пагубное влияние на мировую экономику в целом, а также обвала цен на нефть.

В связи с этим, по отношению к доллару и евро рубль существенно обесценился. С целью поддержания экономики и населения, российские власти последовательно ввели несколько пакетов соответствующих мер.

Так, объем антикризисной поддержки в период пандемии COVID-19 составил 4,5% ВВП, что позволило преодолеть особо тяжелый пери од без серьезных потерь, имеющих необратимый характер. По данным на 15 января, снижение международных резервов РФ составило 1,2%, по сравнению с показателями на восьмое января, зафиксировавшись на отметке 590,4 миллиарда долларов.

В качестве основной причины сокращения резервов эксперты называют отрицательную курсовую переоценку и снижение цен на золото. Напомним, что международные резервы, представляющие собой иностранные активы, отличающиеся высокой ликвидностью и имеющиеся в распоряжении правительства РФ и банка России, состоят из специальных прав заимствования, средств в иностранной валюте, монетарного золота, а также резервной позиции в МВФ.

Внешняя задолженность РФ в 2021 году

С 2014 года чистый долг России снизился до отрицательных показателей. Со второй половины 2021 года задолженность Российской Федерации полностью покрылась ликвидными активами расширенного правительства. Это означает, что если бы стране пришлось немедленно выплатить всю сумму долга, она сделала бы это только за счет депозитов государственных органов в ЦБ и коммерческих организациях.

В период с 2014 по 2021 год Россия соблюдала строгую дисциплину в макроэкономике. Но у такого подхода есть и отрицательная сторона — возникает недостаток внутренних стимулов для улучшения экономического состояния страны.

Список финансовых активов превосходил в конце августа 2021 года задолженность РФ. По данным РБК наблюдались такие показатели:

  1. Размер задолженности федерального правительства, регионов и муниципалитетов на 01.08.2019 года составила 16,2 трлн руб. РФ.
  2. Ликвидные государственные активы, которые включают депозиты Банка России и в других банках в национальной и инвалюте, на 01.08.2019 г. составила 17,6 трлн руб.
  3. Чистый долг расширенного правительства — около 17 трлн руб. В 2018 году этот показатель снизился до 14,6% ВВП, а госактивы увеличились до 13,4% ВВП.
  4. Государственные депозиты на сумму 6,5 трлн рублей и валюта, которую приобрело Министерство финансов в январе-августе по бюджетному правилу — 2,1 трлн руб. Эти деньги еще не переведены в ФНБ.
  5. В Пенсионном Фонде и на депозитах в Казначействе и банках — 0,6 трлн руб.

На увеличение показателей повлияли два обстоятельства. Первое — из-за санкций и закрытия внешних рынков государству пришлось накапливать деньги для покрытия собственных расходов. Второе обстоятельство — кризис 1998 года вынудил Россию вести политику, когда краткосрочные займы оказались недоступными, и обслуживать их стало сложно.

Интересные факты о внешнем долге РФ

8 августа 2021 г. Российская Федерация полостью рассчиталась с долгами СССР, выплатив свыше 125 млн. долларов Боснии и Герцеговине.

Интересно: история доллара США

За 10 лет Россия простила 80 000 000 000 долларов государствам-должникам. Среди стран, которым были списаны задолженности:

  • Куба – 31,7 млрд$,
  • Ирак – 21,5 ,
  • Монголия – 11,1 ,
  • Афганистан – 11 ,
  • КНДР – 10,
  • Сирия – 0,9,
  • Вьетнам – 9,4,
  • Государствам Африки, среди которых: Ангола, Никарагуа, Эфиопия, Ливия, были прощены выплаты в размере боле 0,02 трлн долларов.

Российская Федерация имеет задолженность лишь перед одной державой – Южной Кореей в объеме 594 млн. $.

А долг растет

Объем внешнего государственного долга России пробил многолетнюю планку.

Динамика долговой нагрузки и стоимость ее обслуживания напрямую влияют на устойчивость макроэкономических параметров государства. С оценками драйверов российской экономики на 2021 г. можно ознакомиться в нашем специальном материале.

По данным Минфина на 19 января 2021 г., объем государственного внешнего долга России к началу года составил $56,79 млрд. В сумму включены госгарантии РФ (31% валового долга).

Посмотрим, так ли велик масштаб угрозы со стороны роста госдолга, проанализируем его структуру и график погашения, оценим относительные показатели долговой нагрузки России относительно размера национальной экономики по сравнению с крупнейшими странами мира.

На 1 января 2021 г. видим превышение максимумов размера внешнего заимствования за последние 10 лет. C 2011 г. показатель вырос на 42%. Предыдущий пик приходится на 2014 г., когда произошли глобальные геополитические изменения.

На протяжении 2014–2015 гг. наблюдался массовый отток капитала из страны: прямые иностранные инвестиции (ПИИ) рухнули к началу 2016 г. более чем в 10 раз, с $69,2 млрд на конец 2013 г. до $6,8 млрд по итогам 2015 г. И в то же время Россия сократила свою задолженность перед кредиторами на 10%.

Ритмичность выплат представлена на графике. Платежи по времени возврата долга распределены неравномерно.

В годовой платеж включены расходы по госбумагам в иностранной валюте, кредитам зарубежных правительств и международных финансовых организаций. В ближайшие 3 года предстоит выплата почти $7 млрд.

Структура долга представлена на диаграмме. На долю внешних облигационных займов приходится 2/3 внешнего госдолга России со сроком погашения вплоть до 2047 г.

По меркам экономики, обновление многолетней планки внешнего госдолга некритично. Оценочный объем ВВП России на 2021 г. — 107,9 трлн руб., или порядка $1,45 трлн. Таким образом, внешние федеральные заимствования составляют менее 4% ВВП.

Относительно других крупных экономик мира, входящих в группировку G20, по оценкам Trading Economics на основе данных Всемирного Банка, картина по показателю Долг/ВВП представлена ниже. Следует уточнить, что здесь в показатель долга входит сумма внешнего и внутреннего заимствования.

Россия занимает первое место в мире по минимальному соотношению долговой нагрузки на экономику. Актуальные данные Всемирного Банка за 2021 г. не учитывают провал коронакризиса, вызвавший рекордное падение ВВП национальных экономик и бурный рост задолженности. Но в качестве относительных значений на дату рейтинг показателен.

По оперативным данным на начало 2021 г., аналогичный коэффициент для России — 17,6%. Темп изменения показателя высокий, в первую очередь за счет увеличения внутреннего долга: за 2021 г. заимствования внутри страны в национальной валюте выросли на 45,4%, до $198 млрд. Влияние на показатель оказывает и существенное изменение курса валют, а также само снижение ВВП на фоне кризиса.

На фоне ограничительных мер из-за пандемии не только Россия, но и большинство стран мира прибегают к расширению долговой нагрузки для финансирования дефицита бюджета и поддержания инфраструктурных проектов. Мягкий монетарный курс с понижающейся стоимостью фондирования обеспечивают относительную устойчивость макропоказателей, а вместе с ней и долгосрочную привлекательность финансовых активов страны.

По мере прохождения острой фазы кризиса, восполнения налоговых источников финансирования бюджета и снижения потребности в масштабной социальной поддержке темп роста долга закономерно снизится. В базовом варианте данный фактор способен привести к более уверенному укреплению национальной валюты ближе ко второму полугодию 2021 г., а российскому рынку акций помочь сократить глобальный дисконт к международным рынкам рискового капитала.

БКС Мир инвестиций

Текущая тенденция

В течение последних 4-х лет размер государственного долга постепенно снижался. На первый взгляд это позитивная тенденция, которая указывает на окончание кризисного периода и адаптацию российской экономики к текущим рыночным реалиям. Но на самом деле это не связано с тем, что Россия отказалась от использования средств кредиторов, стала быстрее погашать внешние долги и полностью перекрывать дефицит бюджета поступающими доходами. В 2014 году, когда из-за ситуации в Украине РФ практически лишили возможности использовать заемные ресурсы, ее госдолг резко сократился, вследствие чего частный бизнес понес колоссальные убытки, что для некоторых участников рынка даже обернулось банкротством.

Несмотря на то, что в абсолютных цифрах внешний государственный долг действительно стал меньше, если проанализировать относительные показатели, станет очевидно, что ситуация только ухудшается. Как поясняют аналитики Высшей школы экономики, это связано с сокращением ВВП, существенным падением стоимости рубля, нестабильностью сырьевых рынков, значительным уменьшением экспорта и снижением стоимости энергоносителей. Таким образом, если чистый объем внешних займов (за вычетом погашения) в 2021 году составлял 0,6% ВВП, то в 2021 году он вырастет до 1,1% ВВП. И к концу трехлетнего бюджетного цикла объем задолженности превысит 100% доходов госбюджета, что недопустимо с точки зрения программы управления государственными финансами.

В течение первых трех месяцев 2021 года России придется заплатить около 15,269 млрд. дол. по внешним обязательствам, и если ей не удастся выполнить свои обязательства, это может привести к серьезным последствиям.

Размер внешнего долга на душу населения

Дата проведения оценкиВнешний долг на душу населения, $
20183540
20173527
20163486
20153539
20144100
20135072
20124440
20113767
20103420
20093262
20083381
20073270
20062202

Но возвращаемся домой. Здесь нас интересуют предстоящие выплаты России по внешнему долгу. Традиционно наибольшие выплаты фиксируются в конце года. Смотрите график погашения внешнего долга по основному долгу и процентам.

За счет чего формируется долг

Когда расходная часть бюджета превышает доходную, государство может воспользоваться единственной доступной ему возможностью и покрыть дефицит за счет кредитных средств. Аналогичную практику используют частные финансовые институты (в первую очередь это касается коммерческих банков), которые используют заемные ресурсы для покрытия долгов или инвестирования в новые проекты.

Совокупная задолженность государства и отдельных его субъектов формирует внешний государственный долг, но РФ также взяла на себя обязательства по выплате советских кредитов, которые были получены до развала СССР.

На текущий момент Россия должна выполнить обязательства:

  • перед странами, которые не являются участниками Парижского клуба;
  • перед государствами, которые являются бывшими членами Совета экономического взаимодействия;
  • перед многосторонними партнерами-кредиторами;
  • по облигациям, предназначенным для получения внутреннего займа;
  • по гарантиям в иностранной валюте и т. д.

Содержание

  • Российский госдолг находится на невысоком уровне
  • Последствия пандемии: российский госдолг вырос, но меньше, чем в других странах
  • Распродажи ОФЗ в феврале-марте 2021 года компенсировались внутренним спросом
  • Необходимость в заимствованиях для бюджета невысока
  • Риск санкций уже во многом реализовался
  • Российский долг устойчив

Антон Табах, управляющий директор по макроэкономическому анализу и прогнозированию «Эксперт РА»

Антон Прокудин, ведущий методолог «Эксперт РА»

Анастасия Подругина, преподаватель факультета мировой экономики и мировой политики НИУ «ВШЭ»

Введение второго пакета санкций от администрации Байдена 15 апреля 2021 года, с одной стороны, воплотило в жизнь один из пессимистичных сценариев для российской экономики: введение ограничений в отношении российского госдолга. С другой стороны, ограничения оказались не самыми жесткими: запрещена покупка российских гособлигаций на первичном рынке, а уровень неопределенности и напряжения на рынках при этом значительно снизился. Рынки отреагировали стабилизацией – небольшое снижение рубля 15 апреля было очень быстро компенсировано, а рынок ОФЗ отреагировал ростом.

Запрет американским компаниям (не физическим лицам и, скорее всего, не американским хедж-фондам, обычно зарегистрированным вне США) не распространяется на вторичный рынок, где эти сделки преимущественно и происходили. На первичном рынке российского долга американских банков практически не было еще до массового ухода нерезидентов. Похожий запрет – даже более широкий из-за ограничений расчетов в долларах при выпусках – действует для российских еврооблигаций с 2021 года. Результат – новые займы проводят в евро или других валютах. Ресурсы Банка России позволяют поддержать ликвидность, а слабый рубль в комбинации с комфортными ценами на экспортные товары так наполнил российское казначейство, что заимствования можно на какое-то время прекратить или обойтись отечественными и не боящимися санкций иностранными инвесторами.

При этом включение первичного рынка ОФЗ в санкционный список повышает общую токсичность российских активов, а особо тревожные комплаенс-менеджеры будут стараться их избегать – как бы чего не вышло. Поэтому возврат нерезидентов после стабилизации ситуации на рынке будет более медленным и печальным, чем, например, в 2018-м.

Второй опасный момент — фраза из санкционного указа о предоставлении «правительству», то есть Минфину и Госдепу, полномочий налагать новые ограничения на российский суверенный долг распоряжениями более низкого уровня, чем президентский указ. Это создает постоянную угрозу санкций «исподтишка» — хотя для российского долгового рынка дальнейшая эскалация пока маловероятна. Например, запрету на владение ОФЗ в целом мешает лоббизм американского финансового сектора.

В целом новый раунд санкций не создает немедленных рисков, однако в долгосрочной перспективе он работает как оковы на российской экономике и финансовом секторе. Расширение санкций требует новых усилий для подстройки к ним, токсичность или подразумеваемая токсичность российских активов повышает стоимость заимствований или мешает проводить сделки – тем самым снижая возможности для привлечения инвестиций и экономического роста уже частному сектору.

Могут ли будущие санкции причинить боль государству и рынку при хорошем наполнении бюджета? «Есть ли жизнь» во время и после пандемии? Уравновесят ли дисбаланс, вызванный оттоком иностранных инвесторов, спрос со стороны внутренних, а также резервные мощности ЦБ?

  • В 2021 году высокий внутренний спрос на ОФЗ в совокупности низкими ставками и необходимостью заимствований для финансирования коронавирусных расходов в значительной степени расширили рынок. Несмотря на это, отношение российского госдолга к ВВП остается на низких уровнях.
  • В начале 2021 года рынок ОФЗ пережил период значительной волатильности, связанный как с повышением инфляционных ожиданий в США, так и с возросшей вероятностью введения новых санкций, доходности российских бумаг возросли.
  • Доходная часть федерального бюджета в марте 2021 года начала восстановление (вероятно, во многом за счет отложенного спроса), в связи с чем Минфин объявил о пересмотре плана заимствований. С учетом комфортных значений цен на нефть при прочих равных российский бюджет не потребует значительных заимствований в 2021 году.
  • Отток иностранного капитала из ОФЗ в значительной степени уже произошел, доля нерезидентов в ОФЗ находится на крайне низком уровне – в первом полугодии 2021 года отток иностранцев был вызван выводом капитала с развивающихся рынков, в конце 2021 – начале 2021 – санкционными страхами.
  • Иностранный капитал в еврооблигациях стремительно снижался в 2014-2016 годах в ответ на присоединение Крыма, при этом последовавшие за этим объявления о введении санкций влияли на долю нерезидентов незначительно: нерезиденты закладывали возможность введения санкций с самого начала. Возвращение иностранного капитала в еврооблигации в 2021 году замедлилось, в первую очередь – за счет пандемии.
  • Дальнейший отток иностранного капитала – даже в случае введения более серьезных санкций – в значительной степени может быть компенсирован за счет внутреннего спроса, в том числе с использованием механизмов ЦБ. За счет длинного РЕПО Банк России кредитует коммерческие банки, которые в свою очередь на эти средства приобретают государственные бумаги.
  • На сегодняшний день мы не наблюдаем признаков дестабилизации российского госдолга, хотя высоковероятно будем наблюдать дальнейший небольшой отток иностранного капитала, некоторое повышение доходностей.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]