Оферта в АвтоВАЗе завершена, далее принудительный выкуп

Приветствую всех, кому интересен трейдерский мир или просто отечественный автопром. В 2021 году АвтоВАЗ полностью переходит под контроль Альянс Ростех.

Франко-японский концерн, управляющий Renault, Nissan и Mitsubishi, уже давно владеет и АвтоВАЗом. Альянс объявил, что стремится к единоличному управлению, после нескольких оферт фактически стал единственным владельцем, используя для акции АвтоВАЗа принудительный выкуп.

Разберемся, что кроется под этими словами и насколько законно присвоение чужого имущества в нашей стране сегодня.

Что случилось с акциями АвтоВАЗа

Все, или почти все частные миноритарии получили письмо с уведомлением о том, что они больше не являются участниками ПАО, бумаги выкупил главный держатель, продажа уже состоялась.

Согласия бывших акционеров никто не спрашивал, людей просто поставили перед фактом. Ситуация выглядит очень неоднозначной — ведь собственник вправе распоряжаться своим имуществом, как ему захочется, но бумаги уже поменяли владельца, а деньги за них переведены на счет.

Таким образом, альянс «Рено Ниссан» осуществил свое право, закрепленное в 84 статье ФЗ об акционерных обществах. Закон позволяет проводить односторонние сделки по выкупу держателю, владеющему более чем 95% акций.

Произвол хозяев АвтоВАЗа

Компания Alliance Rostec Auto B.V. выкупает у вазовцев последние принадлежащие им акции. Причём слово «выкупает» так и просится в кавычки: операция проводится принудительно, вне зависимости от согласия или несогласия бывших собственников «кусочков родного завода».

Антисоциальная политика владельцев автогиганта

Ведомственная газета «Волжский автостроитель» сообщает сухо и официально: « (Alliance Rostec Auto B.V., совместное предприятие Renault и госкорпорации «Ростех») приобрела у акционеров более 95% акций АвтоВАЗа и в связи с этим на основании Федерального закона «Об акционерных обществах» получила право принудительного выкупа у миноритарных акционеров принадлежащих им акций. Закон предусматривает, что принудительный выкуп акций может проводиться без согласия миноритариев».

Реакцию теперь уже бывших акционеров предугадать нетрудно. Они уверены, что происходит очередной санкционированный государством и законодательно оформленный грабёж. Да, деньги когда-то выплатят (кстати, когда?). Но люди привыкли считать эти акции «последней кубышкой» (они даже на дивиденды иногда рассчитывали). Теперь останется потратить эти деньги или наблюдать, как их будет точить инфляция.

А тут ещё одна проблема. Все заявления по «продаже» акций регистрирует лишь один (!) нотариус на весь город, тогда как собственников акций — более 100000 человек. Страшно представить, на сколько лет растянется очередь. А те, кто уволился и уехал из города? Им, если их даже и оповестят, придётся или ехать в Тольятти, или познать все радости «деловой переписки».

Фракция КПРФ в Думе городского образования Тольятти не могла пройти мимо этого вопиющего безобразия. Было подготовлено и отправлено письмо в адрес правительства Российской Федерации, Государственной думы РФ и губернатора Самарской области.

Одновременно на заседании тольяттинского городского парламента с заявлением выступил депутат Самарской губернской думы коммунист Алексей Краснов:

«Политика владельцев ПАО «АвтоВАЗ» становится всё более антисоциальной. Особенно если проанализировать её за последние три-четыре года… Это и введение совершенно антисоциальной политики абсентеизма на Волжском автомобильном заводе, когда люди, которые болеют, или беременные женщины не получают по итогам деятельности предприятия премий. Это и просто потрясающий по цинизму документ госпожи Матушковой (я имею в виду устав о корпоративной этике, который потом прокуратура Тольятти потребовала отменить после нашей просьбы), это и массовые увольнения работников с колоссальным количеством судов в 2021 году, и так далее, и так далее».

Депутат счёл возможным противопоставить социальную политику нынешних хозяев Волжского автогиганта тенденциям, которые уже полвека широко распространяются в капиталистическом мире. Он напомнил про курс на создание «народного капитализма», родившийся за океаном:

«К примеру, в 60-х годах прошлого века в США была разработана государственная программа наделения акциями работников. Сенатская комиссия по финансам США запустила этот план, и уже в 1974 году предприятиями, где акционерами являются их работники, числились 12000 компаний. В том числе — транснациональных. Американским правительством даже было принято решение предоставлять налоговые льготы владельцам предприятий, которые передают своим работникам часть акций. Кроме того, государство обязало банковские структуры субсидировать наполовину ставки по кредитам, привлекаемым этими предприятиями.

Это была, бесспорно, составная часть глобальной классовой борьбы: буржуазия США была готова поделиться крохами с барского стола с наёмными работниками, благодаря эксплуатации которых она получала сверхприбыли. Такая политика была составной частью мер, нацеленных на экономическое противостояние успехам СССР. И хотя сегодня в мире противостояния двух социально-экономических систем уже нет, практика распространения акций среди работников предприятий по-прежнему широко сохраняется. Аналогичные государственные программы осуществляются в 70 странах и пропагандируются в качестве кооперативного сектора в мире капиталистической экономики. Буржуазные учёные уверяют, что он стал одной из самых влиятельных экономических сил на планете. Он объединяет свыше миллиарда человек, а оборот 300 крупнейших таких организаций составляет два с половиной триллиона долларов в год. Так, в «цитадели мирового капитализма» — США — на предприятиях «коллективного труда» заняты 14000000 работников. Рейтинг 100 лучших компаний США более чем наполовину состоит как раз из фирм, в капитале которых участвуют трудящиеся. Я просто не смогу здесь из экономии времени зачитать весь этот огромный список флагманов европейской, американской и азиатской экономик.

В Сингапуре 100% предприятий устроены таким образом, что часть их акций принадлежит работникам. Та же самая тенденция замечается в Японии, Швеции, Дании, Новой Зеландии.

Пропаганде эффективности такого подхода посвящены широко пропагандируемые экономические теории. Они настолько популярны в капиталистическом мире, что в 2009 году американские экономисты Элинор Остром из университета штата Индиана и Оливер Уильямсон из Калифорнийского университета за стремление доказать эффективность управления коллективной собственностью работниками получили даже Нобелевскую премию». (Нобелевские премии в области экономики практически всегда присуждаются за труды, направленные на защиту капитализма. — Ред.)

Депутат Самарской губернской думы Алексей Краснов призвал депутатов Тольяттинской городской думы поддержать обращение фракции КПРФ, выразившей протест против политики владельцев ПАО «АвтоВАЗ», так как она носит антисоциальный характер и направлена против интересов рядовых граждан Тольятти.

Против принудительного выкупа

Депутаты фракции КПРФ Думы городского образования Тольятти направили заявление с связи с ситуацией принудительного выкупа акций владельцами ПАО «АвтоВАЗ» первому заместителю председателя правительства — министру финансов РФ А.Г. Силуанову, председателю Государственной думы Российской Федерации В.В. Володину и губернатору Самарской области Д.И. Азарову. В нём говорится:

«Город Тольятти является моногородом и создавался с прицелом именно на автомобильную промышленность. Более 70% населения города было занято на производствах ПАО «АвтоВАЗ» или на его дочерних предприятиях. В 1990-е годы, когда происходила приватизация, работникам предприятия были выданы акции, которые у многих, теперь уже ветеранов ВАЗа, сохранились до сих пор. Данные акции представляют собой не только некий капитал и имущество заводчан, но и являются символом их трудового подвига, благодарностью за многолетний нелёгкий труд на благо завода, города, Отечества.

Однако сейчас происходит принудительный выкуп акций у членов трудового коллектива и ветеранов ПАО «АвтоВАЗ» владельцами предприятия, что вызывает возмущение у горожан, где и без того высокая социальная напряжённость.

Инициатором принудительного выкупа акций АвтоВАЗа является компания Allians Rostec Auto (зарегистрирована в г. Амстердам).

По предварительной оценке, ситуация с выкупом акций коснулась около 140 тысяч граждан. При этом людей ставят перед обязанностью (без права выбора) сдать имеющиеся у них акции. Считаем данную ситуацию недопустимой с морально-этической стороны и неверной с точки зрения государственной политики по следующим основаниям:

По итогам 2021 года акционерам, возможно, будут выплачиваться дивиденды, так как… долговые обязательства акционерного общества разрешены. Однако подобные выплаты не производились акционерам с 2004 года. В итоге ветераны и другие акционеры ПАО «АвтоВАЗ» не только лишаются акций, но и возможности получать в дальнейшем дивиденды.

Некогда государственное предприятие стратегического назначения, которое было передано по итогам приватизации коллективу завода, сейчас уходит из-под контроля государства в частные руки.

Считаем, что государственные органы не уделяют должного внимания данной ситуации, что делает её опасной, так как это наносит ущерб безопасности всей страны, игнорирует интересы трудового коллектива предприятия и жителей г. Тольятти.

Просим принять все исчерпывающие законодательные, административные, политические и иные меры по приостановке процедуры принудительного выкупа акций».

ОТ РЕДАКЦИИ

«Правда» решительно поддерживает негодование нынешних работников АвтоВАЗа и его ветеранов против учиняемой хозяевами завода экспроприации акций, которые они получили в соответствии с действовавшим в 1990-е годы российским законодательством. Тем более что государство утверждало: эти акции являются признанием их вклада в создание и развитие автогиганта. Действия зарегистрированной в Нидерландах компании являются не чем иным, как откровенным рэкетом, совершаемым в отношении десятков тысяч российских граждан. Редакция будет следить за реакцией правительства РФ на обращение тольяттинских депутатов и информировать читателей о действиях исполнительной власти.

В то же время «Правда» считает нужным напомнить своим читателям, в том числе коммунистам Самарской области, что глубоко ошибочно идеализировать продажу незначительной доли акций работникам предприятий. Эта зарубежная теория и практика была призвана использовать собственнические настроения части трудящихся для сглаживания противоречий между трудом и капиталом, для косметического приукрашивания капитализма. Не случайно эта идеологическая атака капитала на интересы рабочего класса сразу получила название пресловутого «народного капитализма». Так и за рубежом, и в советских справочных изданиях определялись капиталистические предприятия, на которых трудящиеся являются одновременно и миноритарными акционерами. Теоретиком «народного капитализма» был американский буржуазный экономист Луис Келсо.

Международное совещание коммунистических и рабочих партий, состоявшееся в июне 1969 года, в своём итоговом документе, в частности, указало:

«Монополистическая буржуазия повсюду пытается насаждать иллюзии, будто всё, к чему стремятся трудящиеся, может быть достигнуто без революционного преобразования существующего строя. Для того чтобы прикрыть свою эксплуа-таторскую агрессивную сущность, капитализм прибегает к различным апологетическим концепциям («народный капитализм», «государство всеобщего благоденствия», «общество изобилия» и др.). Революционное рабочее движение разоблачает эти лживые концепции и ведёт против них решительную борьбу».

Думается, нет никаких оснований для ревизии документов международного коммунистического движения. Что касается российского капитализма, то он наиболее полно проявляет гнусность жизнеустройства, основанного на всевластии частной собственности. Потому-то в Программе нашей партии записано: «КПРФ убеждена: спасение Отечества — только в возрождении советского строя и следовании по пути социализма». Поэтому главный документ КПРФ требует «вести бескомпромиссную борьбу против реставрации капитализма, разрушения Советской власти и уничтожения Советского Союза».

Добровольный выкуп бумаг у акционеров АвтоВАЗа

О своих планах на делистинг ценных бумаг и целях стать 100% владельцем концерна «АвтоВАЗ» альянс «Рено-Ниссан» заявлял еще в 2018 году. Для этого Ростех объявил оферту и продолжил увеличивать свой портфель. В результате Alliance Rostec Auto B.V. в сентябре 2018 года стал владельцем 96% ценных бумаг.

Имея такую большую долю, Ростех получил возможность выкупа оставшихся бумаг в одностороннем порядке.

Могут ли заставить продать акции АвтоВАЗа

Да, причем цену устанавливать вы тоже не сможете. По нашим законам цена определяется независимым оценщиком: ни продавец, ни покупатель повлиять на нее не могут.

Откровенно говоря, понятие принудительный выкуп не подразумевает участие продавца, сделка является фактически односторонней, поэтому слово заставить тут не очень уместно.

Каким образом у оставшихся миноритариев выкупят акции

Процедура выкупа включает в себя предложение о добровольной продаже и последующее требование о принудительном выкупе. В ответ на письмо бывший владелец должен отправить данные о своем банковском счете, куда и перечисляют деньги за проданные акции.

Если миноритарий не отвечает, а в распоряжении общества нет его банковских реквизитов, покупатель просто передает деньги нотариусу, с этого момента процедура считается завершенной.

Это значит, что получить свои деньги можно только у нотариуса, работающего по месту регистрации общества, то есть в Тольятти. Можно отправить свои реквизиты с запросом на перевод нотариусу по почте.

За сколько выкупают акции

Стоимость одной акции ПАО для этой сделки составила 12,4 рублей за обычную и 12,2 за привилегированную. Цифра небольшая, но последние полгода бумаги АвтоВАЗа стоили еще дешевле, так что минимальной ценой это не назвать.

Есть ли налог на принудительно выкупленные акции АвтоВАЗа

Да, доход с продажи акций, как и любой другой доход, облагается НДФЛ. ПАО «АвтоВАЗ», выступающее покупателем, налоговым агентом не является. Формат сделки в конкретной ситуации значения не имеет.

Снизить сумму налога можно, применив налоговый вычет. Для этого нужно указать потраченные деньги на покупку доли и зарегистрировать их средства, потраченные на получение дохода, то есть нынешнюю прибыль.

Отзывы о выкупе

Большинство уже бывших акционеров АвтоВАЗа восприняло новость о продаже негативно. Многие владели акциями не первый год и всерьез рассчитывали на какие-то дивиденды, кто-то купил бумаги, видя наглядно прогресс компании в последнее время.

Многие восприняли письмо с уведомлением как попытку мошенничества или попросту не знали, что делать дальше для получения своих денег. Указанный в письме телефон был по понятным причинам постоянно занят, а явиться лично к нотариусу в офис возможность была не у всех.

Больше ясности в происходящем было у владельцев электронных акций, процесс продажи произошел мгновенно, с очередным закрытием биржи, деньги тут же попали на счет.

Цена на акции также вызвала шквал критики, бывших миноритариев не устраивали перечисленные 12 рублей, а возможности назначить свою цену не было и не будет.

Автоваз направил уведомление о принудительном выкупе акций у миноритариев

АвтоВАЗ впервые за девять лет платит акционерам по 48 рублей дивидендов за акцию. Правда, не всем. Главные держатели акций заработают на росте их цен гораздо больше, чем на дивидендах, сообщает Газета.Ru .

Впервые АвтоВАЗ заговорил о дивидендах еще в конце прошлого года. Именно тогда руководство завода стало намекать, что чистая прибыль в этом году не будет списана по дебиторской задолженности, а пойдет на выплату дивидендов. Это произойдет впервые за девять лет. По мнению руководителей ВАЗа, следует говорить о «коренном изменение стратегии . Правда, как стало известно сегодня, деньги дадут очень немногим и небольшую сумму.

Совет директоров рекомендовал годовому собранию акционеров выплатить дивиденды по привилегированным акциям в размере 47 руб 58 коп. Впрочем, и эти деньги получат далеко не все: автоВАЗ принял решение выплачивать деньги только держателям привилегированных акций.

Уставный капитал АО «АвтоВАЗ» составляет 32 094 964 акций. Около 5 млн из них – привилегированные. Так называются акции, по которым в первую очередь выплачиваются проценты, которые не дают права голоса. Такие акции ВАЗ в начале своего превращения в ОАО продал рабочим. Сейчас каждый из них получит по 47 рублей 58 копеек за акцию. Всего – 234,7 млн рублей.

Крупные акционеры, владеющие «голосующими акциями», дивидендов не получат. Они зарабатывают на другом. С середины прошлого года шел быстрый рост стоимости ценных бумаг ВАЗа. Обычные акции, стоившие в конце 2001 года $19, к началу февраля поднялись до отметки $26. На последних торгах обычные акции стоили уже $34,9, на 500 рублей дороже, чем в декабре. Привилегированные – $18,5.

Пресса обсуждала слухи, что рост стоимости акций провоцирует сам менеджмент предприятия, скупающий ценные бумаги. Руководство ВАЗа слухи опровергало и докладывало о новых успехах, тем самым провоцировало рост стоимости ценных бумаг. Сейчас эксперты по финансовому рынку настроены скептически. Они заявляют, что отмечается замедление роста стоимости акций ВАЗа.

Как заявили специалисты инвестиционной , «акции замедлили свой рост». За последний месяц бумаги АвтоВАЗа выросли только на 4%. Тем не менее, тренд по обычным акциям АвтоВАЗа остается восходящим. По нашему мнению, более низкие дивиденды связаны с некоторыми проблемами в корпоративном управлении. Видимо, менеджмент пока не собирается привязывать к себе существующих акционеров высокими дивидендами. С такими темпами обещанные Каданниковым 50 долларов за акцию к концу года кажутся нереальными».

Совсем недавно АвтоВАЗ заявил, что становится полноправным игроком фондового рынка и начнет уделять время своим ценным бумагам. При этом руководство завода так и не сообщило, кому именно принадлежат основные пакеты ценных бумаг. Хотя слухи упорно указывают на весь крупный менеджмент предприятия.

Как считают аналитики, сейчас руководству ВАЗа придется осознать, что дальнейший рост акций, необходимый для развития проектов по обновлению модельного ряда, уже нельзя обеспечить рассказами о будущих «чудо-автомобилях» и обещаниями огромных дивидендов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]