ROE – что это такое и как рассчитать показатель инвестору для принятия решения о покупке ценных бумаг

Разберем рентабельность собственного капитала. В иностранных источниках коэффициент рентабельности собственного капитала обозначается как ROE – Return On Equity (или Return on shareholders’ Equity), и показывает долю чистой прибыли в собственном капитале предприятия.

Начнем с определения экономической сущности коэффициента рентабельности собственного капитала, затем приведем формулу расчета, как для отечественной, так и для зарубежных форм бухгалтерской отчетности и не забудем еще и поговорить о нормативах данного показателя.

Пройдите наш авторский курс по выбору акций на фондовом рынке → обучающий курс

Понятие и значение для инвестора

ROE – финансовый показатель эффективности деятельности компании. Расшифровывается как return on equity. На русском языке чаще называют “коэффициент рентабельности собственного капитала”. Показывает, сколько рублей чистой прибыли приносит каждый вложенный в бизнес рубль собственного капитала.

Любой человек, который покупает акции предприятия, становится ее акционером и владельцем бизнеса пропорционально своей доле. Ему принадлежат чистые активы компании (активы за вычетом обязательств). Но они представляют интерес только в случае прекращения деятельности предприятия. В этом случае акционер может рассчитывать на возмещение ему средств пропорционально доле владения активами.

В ситуации, когда бизнес работает и развивается, для инвестора интереснее тот доход, который он может ему принести. Поэтому важнее становится не сама рыночная стоимость собственного капитала, а его рентабельность. Именно ее и показывает коэффициент ROE.

Есть похожий мультипликатор – ROA, который характеризует отдачу от вложения всех активов, тогда как ROE – только от чистых активов, т. е. очищенных от обязательств.

Резюме

ROE всегда полезно: каждый акционер должен знать с какой эффективностью работает его личный капитал. Но тем инвесторам, которые хотят выяснить, что стоит за показателем ROE, необходимо использовать анализ DuPont, чтобы точно определить, в чем заключается реальная проблема, и как бизнес справился с ней.

В модели DuPont мы смотрим на три отдельных коэффициента, сравнивая которые можно прийти к выводу — разумно ли инвестировать в компанию.

Секреты заработка на акциях. Урок 9. Коэффициент ROA Секреты заработка на акциях. Урок 11. Коэффициент ROI

Формула расчета и интерпретация значения

Формула расчета:

ROE = Чистая прибыль / Собственный капитал * 100 %

Чистая прибыль – это прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты обязательных платежей. Ее можно направить на развитие, выплату дивидендов, реализацию социальных мероприятий.

Собственный капитал – активы компании (денежные средства и их эквиваленты, основные средства, инвестиции и пр.) за вычетом обязательств (например, кредитов и займов, кредиторской задолженности).

Значение показателя в 30 % будет означать, что каждый рубль собственного капитала, вложенного в производство, будет приносить акционерам 30 копеек чистой прибыли. Чем выше этот процент, тем лучше компания генерирует прибыль за счет собственных средств и тем выгоднее ее ценные бумаги для инвесторов.

Отрицательное значение означает, что предприятие в убытках, т. е. его чистая прибыль ушла в минус, нерентабельно и вкладывать деньги в покупку его акций нецелесообразно.

Полная информация об актуальных стратегиях, которые уже принесли миллионы пассивного дохода инвесторам

Инвестор может получить прибыль, которую приносит собственный капитал двумя способами:

  1. В виде дивидендов. Некоторые компании направляют на выплаты до 50 % чистой прибыли, другие – до 100 %.
  2. В виде роста котировок акций. Это произойдет, если предприятие решит не направлять чистую прибыль на выплату дивидендов, а вложить деньги в развитие (модернизацию оборудования, новые инвестиционные проекты и пр.). При эффективном управлении в перспективе это приведет к росту стоимости компании.

Компоненты формулы можно найти и в российской (РСБУ), и в международной (МСФО) отчетности. Методика расчета пришла в нашу страну из-за рубежа, поэтому чаще всего показатель рассчитывают по второй отчетности. Все публичные компании обязаны в свободном доступе предоставлять отчетность по МСФО на своем официальном сайте, поэтому рассчитать рентабельность не составляет труда.

Чистая прибыль находится в Консолидированном отчете о прибылях и убытках и в прочем совокупном доходе. Собственный капитал можно получить двумя путями:

  1. Разность между строкой “Итого активы” и “Итого обязательства” в Консолидированном отчете о финансовом положении.
  2. Строка “Итого капитал” в Консолидированном отчете о финансовом положении.

Особенности коэффициента рентабельности собственного капитала:

  1. Нормативного значения показателя не существует. С уверенностью можно сказать только то, что оно должно быть выше, чем доходность консервативных инструментов (депозиты, ОФЗ). Но инвесторы, как правило, рассматривают двузначные значения при принятии решения о покупке ценных бумаг компании.
  2. Нет смысла рассчитывать коэффициент по предприятиям, которые относятся к разным отраслям. Например, бизнесу из сферы IT не нужно много активов, чтобы генерировать прибыль. А предприятиям из нефтегазовой отрасли не обойтись без основных средств. И чем больше будет этих средств, тем лучше. Последнее утверждение актуально для бизнеса, который ими эффективно управляет.
  3. Для анализа компании следует посмотреть на коэффициент рентабельности в динамике. Это позволит сделать выводы объективнее.
  4. Показатель в одиночку не может служить ориентиром при принятии решения о покупке акций той или иной компании. Он информативен только в сочетании с другими мультипликаторами.

Что такое EBITDA

03.09.2020

135

Что такое EBITDA в экономике: методы расчета, плюсы и минусы показателя

Здравствуйте, друзья! Сегодня разберем финансовый показатель, название которого у неподготовленных…

Рентабельность собственного капитала. Норматив

В среднем значение ROE в США и Великобритании равняется 10-12%. Для инфляционных экономик значение коэффициента выше. По данным международного рейтингового агентства S&P коэффициент рентабельности капитала российский предприятий составил 12% в 2010 году, прогноз на 2011 года был – 15%, на 2012 – 17%. Отечественными экономистами считается, что 20% – нормальное значение для рентабельности собственного капитала.

Главный критерий оценки коэффициента рентабельности собственного капитала – это сравнение его с альтернативной доходностью, которую может получить инвестор от вложения в другие проекты. Как было разобрано в примере выше, вкладываться в ОАО «КАМАЗА» было не эффективно.

Автор: Жданов Василий Юрьевич, к.э.н.

Оценка стоимости бизнесаФинансовый анализ по МСФОФинансовый анализ по РСБУ
Расчет NPV, IRR в ExcelОценка акций и облигаций

Примеры расчета

Рассмотрим расчет ROE на примере трех компаний – представителей металлургической отрасли России:

  1. ПАО “Северсталь”.
  2. ПАО “Новолипецкий металлургический комбинат” (НЛМК).
  3. ПАО “Магнитогорский металлургический комбинат” (ММК).

За расчетный период возьмем 2021 год. Источник исходных данных – консолидированная отчетность по МСФО. По НЛМК данные представлены в долларах США, по двум другим компаниям – в рублях. Приводить к единым единицам измерения нет смысла, потому что мы рассчитываем относительный показатель рентабельности в процентах.

ПоказателиСеверстальНЛМКММК
Чистая прибыль114 361 млн ₽1 341 млн $55 617 млн ₽
Собственный капитал215 291 млн ₽5 947 млн $341 641 млн ₽
ROE53,12 %22,55 %16,28 %

При сравнении рентабельности собственного капитала трех металлургических компаний наиболее эффективной является Северсталь. Но всегда помним, что нельзя основывать свое решение о покупке или продаже акций только на одном показателе. И желательно анализировать динамику минимум за 3 последних года.

На примере Северстали посмотрим, где искать исходные данные для расчета:

  • на официальном сайте во вкладке “Инвесторам” выбираем “Финансовые результаты”, в нашем случае финансовая отчетность в рублях за 4-й квартал 2021 г.;
  • в Консолидированном отчете о прибылях и убытках нас интересует показатель чистой прибыли;

Значение прибыли за период

  • в Консолидированном отчете о финансовом положении ищем строку “Итого капитал”;

Значение капитала

Пример расчёта ROI

Например, фирма продаёт канцелярские товары и рекламирует свою деятельность в местной газете и на одной радиостанции. На рекламную кампанию тратиться 100 тысяч рублей в год. При обращении нового клиента, у него уточняют источники, из которых он получил информацию о фирме. Если из радио или газеты, общая стоимость его покупок заносится на специальный счёт.

По истечении года анализируют результаты. Если выяснилось, что за год все клиенты, которые пришли при помощи рекламы, принесли прибыль компании в сумме 300 тысяч рублей, то, зная эту сумму, можно рассчитать эффективность инвестиций (в этом случае, прибыльность вложений в рекламу):

ROI = Заработанные деньги / Затраты * 100% = 300 000 / 100 000 * 100% = 300%

Следовательно, каждый рубль, потраченный на рекламу, принёс фирме 3 рубля прибыли.

Модель Дюпона

Более сложной формулой для расчета ROE является модель Дюпона. Она раскладывает показатель на 3 фактора для того, чтобы оценить влияние каждого на конечный результат.

Модель Дюпона:

ROE = Чистая прибыль / Выручка х Выручка / Активы х Активы / Собственный капитал х 100 %

Если немного дружите с математикой, то легко увидите, что эта формула есть не что иное, как отношение чистой прибыли к собственному капиталу.

Назначение множителей:

  1. Чистая прибыль / Выручка – рентабельность продаж. Показывает, сколько чистой прибыли получено на каждый рубль реализованных работ/услуг/продукции.
  2. Выручка / Активы – оборачиваемость активов. Показывает, сколько выручки получает предприятие с каждого вложенного рубля активов.
  3. Активы / Собственный капитал – финансовый рычаг. Показывает соотношение между общей суммой активов и чистыми активами, т. е. без учета обязательств. Это показатель эффективности использования заемных средств.

Пофакторная раскладка позволяет оценить сильные и слабые стороны компании более детально и скорректировать экономическую политику.

Методы анализа

Для анализирования рентабельности инвестиций применяются параметрические методы статистики. Анализ прибыльности вложений финансисты разделяют на два вида:

  1. Дискретный метод.
  2. Учётный метод.

Для максимально точных расчётов ROI инвестор или руководитель компании должен учесть каждый вид трат (на рекламу, продвижение продукции и т.д.). Тогда полученные результаты будут достоверными, а прогнозирование, сделанное на основе их анализа, правдоподобным.

Анализ коэффициента ROI помогает оптимально пользоваться финансовыми ресурсами. При этом могут быть решены две задачи рационального использования инвестиционных средств:

  • Когда объём инвестиций для проекта определён, надо стараться получить максимальный результат от использования этих средств;
  • При заданном результате, который необходимо получить за счёт инвестиционных капиталовложений, нужно минимизировать расходы инвестиционных средств.

Структура ROI подразумевает 4 категории возможной прибыли, которую можно получить при реализации проекта:

  • Снизить трудовые затраты (трудоёмкость);
  • Сократить капитальные затраты (на стоимость материалов, электроэнергию и т.д.);
  • Повысить производительность труда;
  • Увеличить бизнес-прибыль.

Анализ коэффициента ROI помогает оптимально пользоваться финансовыми ресурсами.

Коэффициент Romi

Для расчёта окупаемости вложений в рекламу применяется коэффициент Romi, так называемый маркетинговый ROI. Он отличается от ROI для бизнеса тем, что не учитывает себестоимость товара, расходы, логистику, фонд оплаты труда и пр. Коэффициент рассчитывает лишь расходы на рекламную кампанию, то есть маркетинговые вложения.

Romi = (Общая прибыль – Расходы на рекламу) / Расходы на рекламу * 100%

Чтобы рассчитать Romi необходимо учитывать:

  • Маржинальную рентабельность или наценку;
  • Бюджет рекламной кампании;
  • Прибыль от рекламной кампании.

Показатель больше 100% значит, что вложения в рекламную кампанию окупились и начали приносить прибыль. Если показатель равен 100% – полученная прибыль вдвое больше вложений в рекламу. Если значение показателя отрицательное – вложения в рекламную кампанию не эффективны.

Применение стратегии «Целевая рентабельность инвестиций в рекламу», сильно повышает ценность торговых компаний.

Сложности

На практике при расчётах рентабельности инвестиций могут быть некоторые трудности:

  • Оценка размеров будущих денежных поступлений может стать основной сложностью. Финансовая система зависит от многих факторов: колебаний цены сырья и материалов, процентных ставок регулятора, сезонности спроса и предложения и прочего;
  • Оценка ставок дисконтирования, то есть определение временной цены денежных средств, выражающее будущие денежные операции в единицах настоящего времени.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]