Вынесен приговор по делу о хищениях в обанкротившейся авиакомпании

Всем известно, что Трансаэро была крупнейшей российской авиакомпанией, второй (после государственного Аэрофлота) в стране по количеству перевозок как людей, так и грузов.

Новости говорят сами за себя: компания за годы своей деятельности успела набрать долгов, более чем на 250 миллиардов рублей. Пришло время рассчитываться, а денег на это не нашлось. Буквально вчера, 23 декабря, премьер министр РФ Дмитрий Медведев пожалел разорившуюся компанию, но при этом подчеркнул, что не нужно было делать долгов, и не было бы такого печального финала.

Какой итог мы наблюдаем? Долгий процесс, общая заинтересованность, шумиха в прессе, громкие новости и само разорение крупнейшего авиаперевозчика, дефолт.

А как же облигации? С ними-то как обстоит дело на сегодняшний момент?

Однако обо всём по порядку.

Развитие событий вокруг Трансаэро

Ранее основными держателями акций были Александр и Ольга Плешаковы (18,23% и 18,39% соответственно).

Некоторое время тому назад Ольга Плешакова попросила у государства РФ госгарантии на 10 млрд. руб. Обосновала это тем, что в связи с запретом полётов над Украиной, Трансаэро каждый месяц несёт убытки в размере 3 млн. рублей.

Затем, спустя 6 месяцев после вышеизложенных событий, госгарантии были даны и даже более того, ВТБ выдал компании кредит на сумму 9 млрд. рублей.

При этом к 1.09.2015 года долги составляли уже приблизительно 250 млрд. рублей. Стало понятно, что фирму уже не спасти. Было решено продать 75% акций Трансаэро Аэрофлоту за символический 1 руб.

Как образовался долг?

Откуда появился такой колоссальный долг? Специалисты утверждают, что дело в гонке за первенство. Траты были высокими, а прибыль с 2007 года и вплоть до 2015 года был всего один год – 2011.
Аналитики впервые заговорили о том, что в компании кризис ещё два года тому назад. Тогда отчётность по МФСО была опубликована позже сроков, с большими задержками, и даже оговорками аудита.

В 2014 году, когда случились «проблема» с Украиной, аналитики уже прямо говорили, что авиакомпании не жить. Примерно в это время Трансаэро предложила Аэрофлоту выкупить фирму за 100 млн. рублей.

Но оферта не состоялась. Государство приняло решение обанкротить компанию. Как следствие, 26 октября 2015 года фирма официально потеряла возможность перевозить пассажиров. Фактически – обанкротилась.

«Трансаэро» и «Аэрофлот»

В финале возникает логичный вопрос — а не выгодно ли все это банкротство «Аэрофлоту», главному конкуренту должника? Можно сказать, что «Трансаэро» мешал ему зарабатывать большие деньги. Количество внутренних перевозок у должника было несущественным, зато по внешним направлениям компания явно преуспевала.

Еще в октябре 2015 года, без конкурса, «Аэрофлот» (вместе со своей «дочкой», ) получил топовые направления «Трансаэро». Точнее, это объяснялось так: «Аэрофлот» перевозит 2 млн пассажиров разорившегося конкурента, а взамен получает 56 лучших направлений «Трансаэро». Якобы это поможет «отбить» 17 млрд рублей, которые «Аэрофлот» потратил на развоз пассажиров, оставшихся после отзыва лицензии конкурента. Среди новых направлений были как уникальные (к примеру, казахские), так и те, что уже имелись в резерве «Аэрофлота» — по ним компания просто увеличила количество рейсов. По результатам на 2021 год от части направлений «Аэрофлот» все же отказался, оставив в наследство около 30-ти.

Кстати, ситуация не понравилась компании S7, которая также претендовала на увеличение направлений. Добиться хоть какой-то части наследия «Трансаэро» авиаперевозчику удалось только летом 2019 года — S7 «получили» Париж. И все. Остальное так и закрепилось за «Аэрофлотом».

Из наследства остались еще и самолеты, но большая их часть была в лизинге, а значит, они вернулись в родные ангары. У «Трасаэро» были и собственные лайнеры, но большинство из них были слишком старыми, их пришлось утилизировать. А те, что оказались годными, достались опять же «Аэрофлоту», точнее его «дочке» — .

Суды против Трансаэро

В октябре на фирму буквально лавиной обрушились судебные иски. Некоторые были удовлетворены. Некоторые на сегодняшней день, согласно новости, остаются в процессе.

Так, 18 ноября 2015 года, Арбитражный суд Москвы полностью удовлетворил иск к авиакомпании от аэропорта Домодедова.

Согласно решению суда, Трансаэро должно возместить аэропорту долг в полном объёме, а это не много, ни мало, а:

  • 780,8 миллионов рублей.
  • Авиакомпания должна возместить оплату госпошлины 200 000 рублей.
  • Неустойку — 35,9 миллионов рублей.

Много шума было вокруг пассажиров и билетов. Резюмируем: вернуть деньги за купленные билеты большинство пассажиры смогли. Для этого они оформляли возврат в местах приобретения авиабилетов, и обращались в Сбербанк.

Причины конфликта Росавиации и «Трансаэро»

Федеральное агентство воздушного транспорта — это орган исполнительной власти, который подчиняется Министерству транспорта Российской Федерации. Росавиация следит за тем, как работают авиационные фирмы, проверяет сертификаты, лицензии, аттестует аварийно-спасательные службы, а также осуществляет финансовую поддержку авиакомпаний. К примеру, в 2021 году представители Росавиации планируют выделить субсидии почти на 200 маршрутов российских рейсов. Агентство воздушного транспорта подобные выплаты осуществляет каждый год. Так, в 2015 году Росавиация должна была перечислить «Трансаэро» субсидии из федерального бюджета. Средства должны были помочь авиакомпании сделать доступными для пассажиров перелёты с Дальнего Востока в центральную часть страны и в обратном направлении. Сумма выплат должна была составлять порядка 1,095 млрд рублей. Но, узнав о крупных долгах авиакомпании, Росавиация отказалась переводить субсидии. Представители Федерального агентства воздушного транспорта считали, что «Трансаэро» была обязана предупредить исполнительный орган власти о финансовых трудностях.

Руководство же авиакомпании было уверено, что денежные проблемы никак не могут быть связаны с получением обещанных выплат. Поэтому «Трансаэро» удалось обжаловать отказ в субсидиях через суд. Однако авиакомпания не смогла выиграть дело ни в одной из инстанций и не получила субсидий. Разбирательства приостановились. Через два года после начала конфликта, «Трансаэро» ещё раз попыталась получить выплаты. Представителям авиакомпании удалось убедить Верховный суд (ВС) отменить все предыдущие судебные решения.

ВС пошёл на встречу и даже назвал причину, по которой «Трансаэро» полагались бюджетные выплаты. Оказалось, что авиакомпания имела полное право не представлять документы, которые бы подтвердили отсутствие долгов. И даже в договоре между двумя организациями был прописан список документов, которые необходимо предоставлять для отчётов перед исполнительной властью. Поэтому адвокаты «Трансаэро» без труда доказали, что нужные справки были предъявлены и Росавиация обязана выплатить субсидии.

30 октября 2021 года Арбитражный суд Московского округа одобрил заключение суда первой инстанции. Росавиация должна перечислить 663,9 млн авиа.

Представители Федерального агентства воздушного транспорта уже подали в Верховный суд РФ жалобу на постановление.

Облигации компании Трансаэро

Теперь более подробно рассмотрим, как обстоят дела с облигациями фирмы. Изначально в открытой продаже находились 3 выпуска биржевых облигаций. Ориентированы они были на большой круг инвесторов, в том числе и на физических лиц.

Торговали облигациями на ММВБ общим объёмом 8 млрд. рублей. Сюда входили:

  • БО 01;
  • БО 02;
  • БО 03.

Что они из себя представляют:

  • БО 01 – это 2,5 млн. облигаций, обращающихся в интервале с марта 2012 года и вплоть до марта 2015 года. Стоимость одной штуки составляла изначально 1 000 рублей. Это самые «удачливые» облигации, по которым инвесторы успели получить деньги;
  • куда интереснее дело обстоит с БО 02. Период действия БО 02 – с декабря 2012 года и по декабрь 2021 года. Изначальная стоимость БО 02 1000 рублей, всего было выпушено в свет 2,5 млн. штук облигаций;
  • БО 03 (Б3) должны были обращаться в период с октября 2013 года и по октябрь 2021 года. Было выпущено 3 млн. облигаций. Стоимость (номинальная) одной БО 03 – 1 000 руб.

Погашения по облигациям БО О1, как мы уже писали выше, было произведено. Согласно аналитическим данным, в среднем инвесторы получили доход около 18%. Приятные новости для некоторых инвесторов.

Дефолт по облигациям

В сентябре 2015 года новости сообщили о том, что авиакомпания намерена реконструировать облигации БО 02, и БО 03. Реконструкция входила в план по передачи Трансаэро Аэрофлоту, который, как известно, не состоялся.

Однако уже в ноябре 2015 года был объявлен дефолт по облигациям БО 03. Что в этом случае делать инвесторам? На сегодняшний день остаётся только одно – взять выписку из реестра и подать иск в суд на компанию.

Учреждение по БО 03 при 12% годовых должна была выплатить на 1 облигацию 29,92 рубля. По простым подсчётам становится ясно, что авиакомпания не выплатила инвесторам 89, 760 млн. рублей. У компании просто нет этих денег. Таковы новости.

Инвесторы должны пробовать взыскать долги с компании в суде. Но тут есть подводный камень. Дело в том, что держатели облигаций свои деньги получат только в порядке очереди. Где на первом месте стоит государство, а затем все банки, давшие Трансаэро кредит. А таких не мало. Только основные:

  • Сбербанк;
  • Альфабанк;
  • Газпромбанк;
  • ВТБ;
  • ВЭБ;
  • ФК Открытие.

Вынесен приговор по делу о хищениях в обанкротившейся авиакомпании

Савеловский райсуд Москвы приговорил к семи годам колонии бывшего главного бухгалтера ОАО «Авиационная » Андрея Ковалева, который помог бывшему гендиректору растратить и похитить у проходящей процедуру банкротства фирмы 566 млн руб., предназначенных для выплаты выходного пособия сотрудникам и налогов государству. При этом главный обвиняемый, Александр Бурдин, успел скрыться вместе с деньгами за границу. К акционерам авиакомпании у следствия вообще не было претензий.

Как сообщили в Савеловском суде, господин Ковалев был признан виновным в пособничестве особо крупному хищению путем присвоения или растраты (ч. 4 ст. 160 УК РФ) и сокрытию денежных средств, за счет которых должно было производиться принудительное взыскание налогов и сборов (ч. 2 ст. 199.2 УК РФ).

За эти преступления главбух был приговорен к семи годам колонии общего режима с лишением права занимать административно-хозяйственные функции в коммерческих организациях еще на два года после освобождения.

Гособвинение запрашивало для него десятилетний срок.

Как было установлено судом, в декабре 2015 года, вскоре после начатой процедуры банкротства «Трансаэро» ее гендиректор Бурдин решил похитить «имущество и средства компании». Главбух Ковалев зачем то взялся помогать начальнику: пообещал предоставить ему информацию об активах и счетах фирмы, а затем обеспечить «бухгалтерское сопровождение» запланированным махинациям.

Первым делом господин Бурдин, как было установлено Московским межрегиональным управлением Следственного комитета России (СКР), арендовал в Москве две автопарковки для 113 автомобилей авиакомпании, подлежащих реализации в рамках банкротства. За хранение автотранспорта «Трансаэро» заплатила 24 млн руб., после чего треть этой суммы была переведена в виде отката на счета принадлежащих господину Бурдину фирм-однодневок и обналичена им.

Через полгода все эти автомобили гендиректор продал за 47 млн руб.

Реальная рыночная стоимость автопарка была занижена им в два раза, но даже те деньги, которые удалось выручить, прошли «мимо кассы» «Трансаэро».

Суд установил, что всю сумму главбух Ковалев оформил в подотчет своему начальнику, а тот просто присвоил эти средства.

Организованное главным обвиняемым хранение остального имущества компании, как было установлено судом, привело к еще большим растратам. Для этих целей господин Бурдин арендовал в поселке Московский Люберецкого района Подмосковья (сейчас — Новая Москва) склады-ангары за 414 млн руб. «Хозяйственной необходимости в задействовании таких складских мощностей», как сказано в обвинительном заключении, на тот момент не было, поскольку все хранимое имущество стоило дешевле. Настойчивость же гендиректора в выборе складов предварительное следствие объяснило просто: вырученные от аренды деньги господин Бурдин и его приятель, владеющий ангарами в Московском, просто поделили пополам. Главбух Ковалев, не имеющий прямого корыстного интереса в махинации, помог партнерам правильно оформить сомнительный договор.

Летом 2021 года гендиректор Бурдин «проконсультировался» по финансовым вопросам в частной фирме, выставив своему работодателю счет на 46 млн руб. Как установило следствие, бесплатно гендиректор «Трансаэро» не захотел даже увольняться.

Покидая должность осенью 2021 года, Александр Бурдин выписал себе и членам своей команды вознаграждения на общую сумму 35 млн руб.

За эту премию подсудимый Ковалев, вероятно, и согласился выполнять все сомнительные поручения своего начальника, став в итоге соучастником хищений на общую сумму 566 млн руб. В СКР полагают, что из-за совершенных подельниками растрат 6 тыс. сотрудников обанкротившейся «Трансаэро» остались без положенных им по закону выходных пособий, среднемесячных заработков на период трудоустройства и компенсаций за разъездной характер работ.

Почему за сомнительные операции при банкротстве авиа пришлось отвечать главбуху

В свою очередь, государство из-за совершенных финансовых афер не смогло получить причитающиеся ему долги «Трансаэро» по налогам и сборам в размере 95,7 млн руб. Как было установлено судом, еще в начале процедуры банкротства Межрегиональная инспекции №6, обслуживающая налогоплательщиков федерального уровня, зафиксировала эту цифру и поручила банку «ФК Открытие» списывать в счет недоимки все платежи, поступившие на счет «Трансаэро» в этом банке.

Как было установлено судом, зная об этой проблеме, господа Бурдин и Ковалев открыли «резервные» счета компании в Альфа-банке и Промсвязьбанке. На них и стали поступать деньги, вырученные «Трансаэро» от продажи ставшими ненужными компании авиационных запчастей.

Приход в объеме около 22 млн руб. был истрачен на аренду складов, консультации и проч.

Напомним, уголовное преследование руководителей «Трансаэро» началось весной 2021 года с уголовного дела о невыплате сотрудникам зарплаты и других положенных пособий (ч. 2 ст. 145.1). Весной 2018 года было возбудило еще одно дело — о растрате и превышении полномочий (ч. 4 ст. 160 и ч. 2 ст. 201 УК РФ), инициатором которого стала один из акционеров авиакомпании, действующий руководитель Межгосударственного авиакомитета Татьяна Анодина. Затем оба дела были объединены в производстве ММСУТ, а обвиняемыми в итоге стали господа Бурдин, Ковалев и временный управляющий компанией на период банкротства Михаил Котов. Господин Бурдин успел сбежать в Испанию и находится сейчас в международном розыске. Господин Котов в минувшем августе был приговорен Савеловским райсудом к пяти с половиной годам за злоупотребление полномочиями. Претензий к бывшим главным акционерам обанкротившейся авиакомпании Ольге и Александру Плешаковым у следствия нет. В настоящее время конкурсный кредитор «Трансаэро», банк ВТБ, пытается привлечь их к субсидиарной ответственности на общую сумму около 249 млрд руб. в Арбитраже Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Сергей Машкин

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]