Законодательство в области инвестиционно-строительной деятельности


В России внесены изменения в законы, направленные на защиту и поощрение инвестиций

1 апреля 2021 года принят ряд законов, вносящих важные изменения в законодательство о защите и поощрении капиталовложений в России.

Ключевые изменения вносятся Федеральным законом № 69-ФЗ, который дополняет существующее правовое регулирование в сфере частных инвестиций и предусматривает в данной сфере новые меры государственной поддержки.

Остальные два принятых Федеральных закона № 70-ФЗ и № 71-ФЗ также вносят сопутствующие изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы РФ, применимые к частным инвесторам.

Ожидается, что изменения дадут инвесторам новые преимущества, такие как:

• применение стабилизационной оговорки в течение всего периода инвестиций;

• субсидии на полное или частичное возмещение понесенных расходов, связанных с созданием объектов инфраструктуры, включая затраты на уплату процентов по займам и кредитам.

Предоставляя вышеуказанные льготы, государство демонстрирует намерение увеличить приток инвестиций в российскую экономику и повысить показатель инвестиционной привлекательности, который на данный момент находится на достаточно низком уровне по сравнению с другими развивающимися странами.

Кто имеет право на льготы?

Чтобы получить льготы, инвестор должен заключить с государством соглашение о защите и поощрении капиталовложений («СЗПК») в отношении реализации нового инвестиционного проекта в любом секторе российской экономики, за исключением:

• игорного бизнеса;

• производства подакцизных товаров (табачные изделия, алкогольная продукция, добыча сырой нефти и природного газа, кроме сжиженного природного газа);

• оптовой и розничной торговли;

• строительства административно-деловых центров и торговых центров, а также жилых домов;

• деятельности финансовых организаций, поднадзорных Центральному банку РФ (кроме выпуска ценных бумаг в целях финансирования инвестиционного проекта).

Какие льготы будут доступны в рамках СЗПК?

Стабилизационная оговорка

Инвестор, реализующий инвестиционный проект в рамках СЗПК, cможет воспользоваться так называемой стабилизационной оговоркой («дедушкина оговорка»). Эта оговорка гарантирует, что после заключения соответствующего СЗПК условия коммерческой деятельности инвестора не ухудшатся в результате изменений в законодательстве. Тем не менее существуют определенные исключения из этого общего правила. Кроме того, некоторые законы не подпадают под действие такой оговорки (например, законы, принимаемые в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, предупреждения террористических актов и ликвидации их последствий, а также недопущения возникновения иных обстоятельств непреодолимой силы).

Фактически это основной способ стимулирования, предоставляемый инвесторам в рамках СЗПК, поскольку другие меры поддержки в значительной степени зависят от положений конкретного СЗПК, заключаемого в рамках реализации отдельного инвестиционного проекта.

Каждый СЗПК предусматривает срок действия стабилизационной оговорки. При этом, однако, применяются определенные временные ограничения. В зависимости от объема капитальных вложений срок применения такой оговорки может составлять шесть, пятнадцать или двадцать лет, который в некоторых случаях может быть продлен еще на шесть лет.

Налоговые льготы

Новая редакция статьи 5 Налогового кодекса РФ подробно описывает применение вышеупомянутой стабилизационной оговорки в отношении налогового режима инвестора.

В частности, предусмотрено, что размер налоговой нагрузки инвестора сохранится на весь период капиталовложений по СЗПК (то есть останется на том же уровне, как при заключении СЗПК).

Распространение стабилизационной оговорки на конкретные налоги зависит от тех органов власти, которые участвуют в СЗПК. Очевидно, что максимальный охват будет предоставлен в рамках СЗПК с участием органов власти всех уровней. Такие многосторонние соглашения могут включать как федеральные налоги (например, налог на прибыль и налог на добавленную стоимость), так и региональные и местные налоги, включая налог на имущество организаций, транспортный и земельный налог.

Субсидии

Согласно поправкам в Бюджетный кодекс инвестору могут быть предоставлены субсидии для компенсации его капитальных затрат, связанных с созданием объектов транспортной, энергетической, коммунальной, социальной и цифровой инфраструктуры.

Принятые законы различают так называемую обеспечивающую и сопутствующую инфраструктуру. Первую предполагается использовать исключительно в целях реализации инвестиционного проекта, тогда как сопутствующая инфраструктура может также использоваться в иных целях или третьими лицами.

Размер субсидий на создание обеспечивающей инфраструктуры ограничен 50 % фактически понесенных расходов. В случае сопутствующей инфраструктуры таких ограничений нет.

Другие меры государственной поддержки

Закон допускает включение в СЗПК и иных мер поддержки, в том числе государственных, при условии, что объем таких мер не может превышать общую сумму капитальных вложений инвестора.

Как применять льготы?

СЗПК может быть заключено в рамках частной или публичной инициативы.

В первом случае инвестор обращается к компетентным государственным органам с заявлением о заключении СЗПК для реализации нового инвестиционного проекта. В данном случае проведение конкурса не требуется.

Во втором случае федеральные или региональные органы власти могут сообщить о планируемых инвестиционных проектах путем размещения деклараций о реализации таких проектов и проведения конкурсных отборов инвесторов.

В ходе переговоров о заключении СЗПК получение субсидий и других мер государственной поддержки увязывается с обязательствами инвестора по выполнению определенных условий реализации инвестиционного проекта. Например, в рамках выполнения таких условий от инвестора может потребоваться:

• достичь определенных результатов или показателей эффективности;

• сдать объект инфраструктуры в эксплуатацию;

• обеспечить право безвозмездного общественного пользования объектами построенной инфраструктуры;

• поддерживать построенные объекты инфраструктуры за свой счет.

После подписания СЗПК вступает в силу со дня его внесения в специальный реестр.

Стоит отметить, что процесс заключения СЗПК менее сложен в сравнении с другим, недавно измененным механизмом стимулирования инвесторов – специальным инвестиционным контрактом («СПИК»). Как и в случае с СЗПК, СПИК может предусматривать стабилизационную оговорку и определенные налоговые льготы для инвестора.

Однако конечные цели этих двух механизмов различны: СЗПК в основном направлено на поддержку создания объектов частной инфраструктуры, тогда как СПИК предназначен для обеспечения внедрения современных технологий в российских отраслях промышленности.

На что обратить внимание?

Несмотря на то что принятые поправки направлены на защиту правового и финансового положения инвесторов и должны оцениваться положительно, перед заключением СЗПК необходимо учитывать следующие факторы:

• Поправки прямо не предусматривают какие-либо иные налоговые льготы или преференции для инвесторов (например, пониженные налоговые ставки, отсрочку по уплате налогов и т. д.).

• С точки зрения налогообложения стабилизационная оговорка не распространяется на новые налоги (даже если они увеличивают налоговое бремя инвестора), которые заменяют аналогичные налоги c похожей налогооблагаемой базой, подлежащие уплате после заключения СЗПК.

• Принятое законодательство не содержит разъяснений относительно того, будет ли стабилизационная оговорка распространяться на изменения в законодательстве, улучшающие положение инвестора. В частности, в отношении налогообложения прямое исключение предусмотрено только для положительных изменений, вводящих налоговые льготы (а также устанавливающих их условия) по налогу на имущество организаций, транспортному и земельному налогам. Тем не менее стабилизационная оговорка не распространяется на налоги, составляющие основное бремя налогоплательщиков (например, НДС и налог на прибыль организаций).

• Ответственность публичной стороны по СЗПК обычно ограничивается возмещением реального ущерба, понесенного инвестором.

Другие важные вопросы для обсуждения

Поскольку внесенные изменения предусматривают обширный перечень подзаконных актов, принятие которых необходимо как на федеральном, так на региональном и местном уровнях (например, порядок заключения СЗПК, типовая форма СЗПК, порядок ведения реестра СЗПК и т. д.), пока не до конца ясно, как эти изменения будут реализовываться на практике.

СЗПК будет заключаться с использованием специальной государственной информационной системы, которая должна быть запущена не ранее 2 апреля 2021 года.

Мы рекомендуем внимательно следить за развитием законодательства в данной сфере.

После того как все применимое нормативное регулирование будет принято и вступит в силу, заключение СЗПК может представлять интерес для компаний, инвестирующих в крупные инфраструктурные проекты, и в некоторых случаях может стать альтернативой заключению концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве.

Законодательство

В любой стране экономические отношение в сфере инвестирования должны быть упорядоченными. Помимо этого, возможности и ответственность всех участников инвестиционного процесса должны быть чётко сформулированными. Именно по этим причинам государство ставит перед собой задачу формирования качественной и применяемой законодательной базы.

Инвестиционное законодательство представляет собой систему законов, которые направлены на регулирование того или иного аспекта инвестирования. К примеру, это может быть закон, целью которого является регламентирование инвестиционной деятельности, возникшей между представителями разных стран. Если в государстве развита деятельность инвестиционных институтов, это становится необходимостью для разработки регулирующего процессы и взаимоотношения закона.

Гарантии инвесторам и защита вложений

ФЗ «Об инвестдеятельности в РФ» даёт инвесторам гарантии и определяет меры по защите капвложений. Об этом говорится в его четвертой главе. Её положения не могут не пересекаться с другими частями акта. Здесь же прописаны и некоторые санкции к проблемным игрокам инвестиционного рынка. Необходимо знать и понимать:

  1. Инвестору гарантируется стабильность условий деятельности на весь период развития инвестиционного проекта вплоть до точки окупаемости. Но этот срок не может превышать 7 лет с начала финансирования.
  2. В виде исключения (и только для приоритетных производственных и инфраструктурных проектов) допускается продление гарантированного срока.
  3. Правительство само определяет оценочные критерии неблагоприятных инвестиционных изменений деятельности, которые могут повлиять на успешность реализации проектов. Оно может ввести ограничения и запреты на инвестиционную деятельность.
  4. Если инвестор не исполняет взятых обязательств, он лишается части льгот либо их полного комплекта.

Капвложения можно страховать в отдельном порядке, национализировать или даже реквизировать. Если национализация возможна только при возмещении от госаппарата, то реквизирование идёт принудительно.

Социальное инвестирование

111 — ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии» призван регулировать операции, осуществляемые в сфере формирования пенсионных накоплений и их возможного дальнейшего инвестирования. Закон состоит из сорока трёх статей, призванных определять особенности осуществления операций по накоплению и инвестированию пенсионных средств. Также закон содержит информацию об особенностях контроля операций по формированию пенсионных накоплений со стороны государственных органов и общества.

Иностранные инвесторы


Следующий закон об инвестиционной деятельности применяется в экономических отношениях, возникших в результате осуществления инвестиционных операций зарубежными экономическими субъектами. ФЗ 160 «Об иностранных инвестициях» действует на протяжении шестнадцати лет. Он создан с целью определения особенностей деятельности, осуществляемой в пределах России инвесторами-нерезидентами.
Закон выполняет следующие функции:

  1. способствует поступлению иностранного капитала в экономику России;
  2. способствует эффективному использованию инноваций и технологий, поступивших из зарубежья;
  3. предоставление гарантий нерезидентам, осуществляющим инвестиционные операции на территории Российской Федерации;
  4. способствование соблюдению норм международного инвестиционного права.

Закон об инвестициях в РФ, осуществляемых нерезидентами, не применяем в регулировании операций вкладывания капитала в развитие финансовых посредников и организаций, относящихся к гуманитарной сфере, зарегистрированных на территории России. Закон не применяется на деятельность субъектов, зарегистрированных на территории с особыми экономическими условиями.

Во второй статье разъясняются основные понятия, применяемые в инвестиционной деятельности, реализуемой иностранными экономическими субъектами.

Третья статья посвящена нюансам регулирования на территории России деятельности иностранных инвесторов.


В четвёртой статье Закона подаётся информация о правовом режиме работы зарубежных инвесторов и предприятий, финансируемых иностранными инвесторами. В статье прописаны особенности деятельности предприятий и их структурных подразделений, финансируемых за счёт средств зарубежных инвесторов. Также здесь определено понятие коммерческой организации с иностранным капиталом.

Согласно пятой статье Закона все иностранные инвесторы претендуют на получения гарантий защиты своего имущества и доходов от последствий негативных ситуаций. В шестой статье подаётся информация о гарантии иностранным инвесторам в сфере использования различных форм инвестирования.

Статьи с седьмого по десятый номер посвящены гарантированию иностранным инвесторам защиту прав и имущества в случае возникновения форс-мажорных ситуаций, возникших в результате:

  • национализации предприятий, в которые вкладывается иностранный капитал;
  • негативные изменения в конъюнктуре рынка;
  • спорных ситуаций.

Статьи под номером одиннадцать и двенадцать регулируют денежные потоки, которые ассоциируются с инвестиционной деятельностью иностранных субъектов, а также их перемещение в пределах России или за рубеж.

Тринадцатая статья закона об инвестициях иностранных инвесторов регулирует операции приобретения ценных бумаг иностранным инвестором или организацией с иностранным капиталом. В четырнадцатой статье речь идёт о гарантиях, предоставляемых иностранным инвесторам в операциях приватизации. В следующей, пятнадцатой, статье подана информация о правовом регулировании операций приобретения иностранным инвестором материальных активов.


В шестнадцатой и семнадцатой статье ФЗ об инвестициях, осуществляемых иностранными инвесторами, речь идёт о предоставлении льгот, касающихся таможенных платежей и льгот, предоставляемых другими экономическими субъектами РФ иностранным инвесторам.

В восемнадцатой статье расписаны особенности регулирования действий иностранных инвесторов в сфере конкуренции и соблюдении антимонопольного законодательства. В следующей статье закона речь идёт о страховании иностранным инвестором своего имущества на территории РФ.

Двадцатая статья призвана регулировать действия по созданию и ликвидации компаний с иностранными инвестициями. В следующей статье подана информация о правовом регулировании создания и ликвидации филиалов таких компаний.

Двадцать вторая статья закона подаёт информацию о требованиях касательно деятельности и оценки капитала филиала компании с иностранными инвестициями. В следующей статье освещаются особенности разработки и реализации политики государства в сфере инвестирования, осуществляемого нерезидентами.

В двадцать четвёртой статье определён федеральный орган, отвечающий за процедуру привлечения иностранного капитала в экономику РФ. Статьи от двадцать пятого по двадцать восьмой номер регулируют особенности применения и вступления в действие данного закона.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]