12.07.2016 3 580 6 Время на чтение: 10 мин. Рейтинг:
Автор
: Константин Белый
Сегодня мы поговорим о том, что представляет собой Европейский Центральный Банк (ЕЦБ): какова его структура, цели и функции, как он работает, кто им руководит, какую денежно-кредитную политику проводит и т.д. Много интересных фактов и полезной информации, которая пригодится всем, как минимум, для общего развития, далее в статье.
История
После окончания Второй мировой войны началось объединение Европы. Активировалась структуризация и началось формирование единого рыночного пространства. В период с 1947 года по 1957 год успешно был пройден период интеграции государств области с параллельным возникновением Европейского платежного союза. В 1957 году происходит объединение крупнейших Европейских государств в Европейское экономическое сообщество. В 1979 году в ЕЭС вводятся условные деньги — ЭКЮ — для осуществления расчетов, которые были сразу привязаны к корзине европейских валют. Меморандум о формировании европейского валютного пространства и ЕЦБ был подписан в 1988 году. ООО КБ «Центрально-Европейский банк» появился после подписания в 1992 году на территории Маахстрихта международного договора о создании ЕС, а также после формирования Европейского валютного института, в обязанности которого входила подготовка к переходу на единую валюту — евро.
Внешняя и внутренняя структуры
Центральный Европейский банк имеет уникальный руководящий состав. В него входят представители каждого из государств-членов ЕС. Вопросы, касающиеся работы финансового института, учетной ставки, векселей и прочих моментов, оговариваются дирекцией учреждения и советом управляющих. Дирекция состоит из 6 человек, с председателем банка и его заместителем включительно. Орган правления выбирают на восьмилетний термин. Кандидатуры на место в дирекции выдвигаются и рассматриваются Европейским парламентом и руководителями государств, которые входят в европейскую зону. ЕЦБ является участником Европейской Системы Центральных Банков, в которую включены национальные ЦБ стран Евросоюза. Международная система функционирует по двухуровневому алгоритму. Любой вопрос в отношении денежной политики удается урегулировать только в том случае, если на каждом из уровней будет достигнуто согласие.
Организация
Процесс принятия решений в Евросистеме централизован через руководящие органы ЕЦБ, а именно Совет управляющих и Исполнительный совет . Пока есть государства-члены ЕС, которые не приняли евро, также будет существовать третий руководящий орган – Генеральный совет. НКО государств-членов, которые не участвуют в зоне евро, являются членами ЕСЦБ с особым статусом – хотя им разрешено проводить свою соответствующую национальную денежно-кредитную политику, они не принимают участия в принятии решений в отношении единая денежно-кредитная политика для зоны евро и реализация таких решений.
В Совет управляющих входят все члены Исполнительного совета и управляющие национальных центральных банков (НЦБ) государств-членов без исключения , т.е. тех стран, которые приняли евро. Основные обязанности Управляющего совета:
- Принять руководящие принципы и принять решения, необходимые для обеспечения выполнения задач, возложенных на Евросистему.
- Сформулировать денежно-кредитную политику зоны евро, включая, при необходимости, решения, касающиеся промежуточных монетарных целей, ключевых процентных ставок и предложения резервов в Евросистеме.
- Установить необходимые руководящие принципы для их выполнения
Исполнительный совет состоит из президента, вице-президента и четырех других членов, выбранных из числа лиц с признанным авторитетом и профессионального опыта в денежно-кредитных или банковских вопросах. Они назначаются с общего согласия правительств государств-членов на уровне глав государств или правительств по рекомендации Совета министров после консультации с Европейским парламентом и Управляющим советом ЕЦБ (т. Е. Совет Европейского валютного института (EMI) для первых назначений). Основные обязанности Правления:
- Осуществлять денежно-кредитную политику в соответствии с руководящими принципами и решениями, установленными Управляющим советом ЕЦБ, и при этом давать необходимые инструкции НКО.
- Осуществлять те полномочия, которые были делегированы ему Управляющим советом ЕЦБ.
Генеральный совет состоит из президента, вице-президента и управляющих НКО всех 27 государств-членов. Генеральный совет выполняет задачи, которые ЕЦБ взял на себя от EMI и которые из-за отступления одного или нескольких государств-членов все еще должны выполняться на третьем этапе экономического и валютного союза (EMU). Генеральный совет также способствует:
- Консультативные функции ЕЦБ
- Сбор статистической информации
- Подготовка годовых отчетов ЕЦБ
- Установление необходимых правил для стандартизации учета и отчетности по операциям, проводимым НКО.
- Принятие мер, связанных с установлением ключа для подписки на капитал ЕЦБ, помимо тех, которые уже указаны в Договоре
- Установление условий найма сотрудников ЕЦБ
- Необходимая подготовка к безвозвратной фиксации обменных курсов валют стран-членов с отступлением от евро
Статут ЕСЦБ предусматривает следующие меры для обеспечения гарантий пребывания в должности для управляющих НКО и членов Исполнительного совета:
- Минимальный возобновляемый срок полномочий управляющих национальных центральных банков – пять лет
- Минимальный невозобновляемый срок полномочий для членов Исполнительного совета – восемь лет (для обеспечения преемственности на первом заседании Исполнительного совета использовалась система поэтапных назначений для членов, не являющихся Президентом)
- Отстранение от должности возможно только в случае недееспособности или серьезного проступка; в этом отношении Суд Европейского Союза правомочен разрешать любые споры.
Общие сведения
Центрально-Европейский банк с момента своего создания в Германии, во Франкфурте, объединил под своим руководством целую систему европейских центральных банков. В состав структуры входят:
- Банк Бельгии.
- Бунденсбанк.
- Банк Греции.
- Банк Испании.
- Банк Франции.
- Валютный институт Люксембурга.
Статус юридического лица имеет только ЕЦБ, все остальные финансовые учреждения, входящие в систему, играют роль вспомогательных подразделений. Их задачи второстепенные. Главной целью ЕЦБ является предотвращение резкого роста цен и стабилизация уровня инфляции, который не должен превышать 2%. Любые решения и действия банка оказывают прямое воздействие на курс европейской валюты по отношению к другим валютам мира. Резкие колебания вызывает изменение процентной ставки и предоставление кредита государствам-членам союза.
GLOBFIN.RU
В пределах, не наносящих ущерба главной цели своего существования – поддержания стабильности цен, Европейская система центральных банков призвана поддерживать и общую экономическую политику внутри Европейского экономического и валютного союза.
ЕСЦБ представляет собой независимую банковскую систему. При осуществлении своей деятельности члены ее органов управления не имеют права использовать инструкции или правила правительств и государственных органов стран Европейского Экономического Сообщества или внешних стран. В свою очередь институты Европейского Экономического Сообщества и правительства государств – участников ЕЭВС не имеют права вмешиваться в деятельность Европейской системы центральных банков.
В Уставе ЕСЦБ представлены следующие меры, определяющие безопасность проводимой политики и независимость управляющих Национальными центральными банками от внешнего влияния:
- минимальный срок нахождения в должности управляющего НЦБ – пять лет;
минимальный (не возобновляемый) срок нахождения в должности для членов Исполнительной Дирекции ЕЦБ – восемь лет. При этом, порядок утверждения Президента и Вице-президента для первой Исполнительной Дирекции отличен от порядка утверждения прочих его членов;
Ответственность Европейской системы центральных банков и правила ведения диалога между ЕСЦБ и европейскими международными институтами также отвечают требованиям независимости.
Члены Исполнительной Дирекции назначаются на должность по взаимному согласию главами государств или правительств стран – участниц ЕЭВС с учетом рекомендаций Совета Европейского союза. Одобрение Европейским Парламентом является необходимым условием для назначения членов Исполнительной Дирекции.
Председатель ЭКОФИН и члены Комиссии Европейского Совета могут принимать участие в заседаниях Исполнительной Дирекции без права решающего голова, при этом Председатель ЭКОФИН может вносить свои предложения на рассмотрение Совета Управляющих.
ЕЦБ должен направлять свой годовой отчет в органы Европейского сообщества, в Европейский Парламент, а члены его Исполнительной Дирекции обязаны появляться по вызову в компетентных Комитетах Европейского Парламента. Ежеквартальные отчеты о деятельности ЕСЦБ служат основой на ежеквартальных переговорах с Европейским парламентом в присутствии Президента ЕЦБ или, в случае необходимости, членов Исполнительной Дирекции.
Два представителя ЕЦБ и представители НЦБ являются членами Экономическо-финансового комитета, объединяющего представителей министров экономики и финансов и центральных банков стран – участник ЕЭС и подготавливающего собрания ЭКОФИНа.
Председатель ЕЦБ или другие члены Исполнительной Дирекции могут быть заслушаны Европейским парламентом по собственной инициативе или по запросу парламента. Кроме того, национальные законы, как правило, предусматривают, что руководители НЦБ также будут заслушаны национальными парламентами. Суд Европейского сообщества обладает полномочиями для контроля над актами или упущениями ЕЦБ.
В сферу деятельности ЕЦБ входит:
- предоставление кредитов, в том числе ломбардных, финансовым институтам;
- операции на открытом рынке с различными финансовыми инструментами;
- установление минимальных резервных требований для кредитных институтов стран-членов ЕЭВС.
Характерная черта деятельности ЕЦБ состоит в том, что все принципиальные решения, принимаемые простым или квалифицированным (2/3 голосов) большинством, предусматривают «взвешенное» голосование руководителей центральных банков, при котором «вес» (т. е. количество голосов каждого из них) определяется в соответствии с долей соответствующей страны (ее центрального банка) в совокупном капитале ЕЦБ. Это не относится к членам Исполнительной Дирекции, каждый из которых имеет только один голос.
ЕЦБ может заниматься обычными для центральных банков операциями: предоставлением кредитов, в том числе ломбардных (под залог ценных бумаг), финансовым институтам и операциями на открытом рынке с различными финансовыми инструментами, выраженными в любой валюте, в том числе в валюте стран, не входящих в ЕЭВС, а также с драгоценными металлами. Такие же операции могут вести Национальные центральные банки, руководствуясь при этом общими принципами, которые разрабатывает ЕЦБ.
Устав ЕЦБ предусматривает значительную децентрализацию деятельности Европейской системы центральных банков, с тем, чтобы такие операции, как РЕПО и валютные интервенции, самостоятельно осуществлялись Национальными центральными банками. Каждый из них может также самостоятельно определять, какие активы коммерческих банков приемлемы в качестве залога.
Европейский центральный банк и Национальные центральные банки не имеют права на кредитование (в любой форме) межгосударственных (в системе ЕЭС), государственных, региональных и местных органов власти и организаций, действующих на основе государственного права. Это, однако, не распространяется на государственные кредитные институты, которые в данном случае рассматриваются так же, как частные кредитные институты.
ЕЦБ и НЦБ могут устанавливать связи с центральными банками и финансовыми институтами других стран и международными организациями и осуществлять с ними все виды банковской деятельности, используя при этом любые финансовые активы и валюты.
Собственный капитал ЕЦБ к началу его деятельности был определен в размере 5 млрд. ЭКЮ (т.е. 5 млрд. евро начиная с 1 января 1999 года). в дальнейшем по решению Совета Управляющих он может увеличиваться. Акционерами ЕЦБ могут быть только Национальные центральные банки. Капитал ЕЦБ формируется в пропорции к сравнительному демографическому и экономическому весу НЦБ. Ключевым показателем при этом является средняя взвешенная доля каждой страны в населении и ВВП «зоны евро», которая определяется по следующей формуле:
- 50% этой доли – в соответствии с удельным весом каждой страны в общей численности населения Европейского Экономического Сообщества;
- 50% — в соответствии с ее удельным весом в совокупном валовом внутреннем продукте ЕЭС.
Эти данные будут корректироваться каждые 5 лет.
Согласно учредительным документам чистая прибыль ЕЦБ должна распределяться в следующем порядке:
- часть ее, которая определяется Советом Управляющих (но не более 20% всей чистой прибыли), перечисляется в общий резервный фонд (объем которого не должен превышать 100% уставного капитала);
- оставшаяся часть распределяется между держателями акций банка в соответствующей пропорции.
Инструменты денежно-кредитной политики и операции ЕСЦБ
В Уставе ЕСЦБ (статьи с 17 по 24) определены инструменты денежной политики и операции, осуществление которых позволит системе решить возложенные на нее задачи. Основные инструменты денежной политики ЕСЦБ: проведение операций на открытом рынке, регулирование дисконтной ставки путем проведения депозитно-ссудных сделок и установление минимальных резервных требований для кредитных институтов.
Основной объект регулирования при проведении этих операций – ликвидность кредитных учреждений, которая непосредственно влияет на спрос и предложение денег в экономике, тем самым существенно воздействуя на темпы инфляции.
Одинаковые для всех стран – участников «зоны евро» условия проведения этих операций дают информацию участникам денежного рынка об основных направлениях денежно-кредитной политики Европейского экономического и валютного союза и обеспечивают ее единство.
К операциям ЕЭВС допускаются кредитные учреждения, отвечающие следующим квалификационным требованиям: устойчивость, эффективное управление, широкие операционные возможности. В список кредитных институтов, которые должны выполнять минимальные резервные требования, входят более 8 тысяч кредитных организаций Еврозоны, причем свыше 4 тысяч из них имеют доступ к депозитно-ссудным операциям, а около 3 тысяч участвуют в операциях по рефинансированию.
Проведение операций на открытом рынке играет важную роль в денежно-кредитной политике ЕСЦБ с целью влияния на величину процентной ставки, управления общей ликвидностью денежного рынка и прогнозирования возможных трудностей в проведении денежной политики. Для проведения операций на открытом рынке в распоряжении ЕСЦБ находятся четыре финансовых инструмента. Самым важным из них являются операции по рефинансированию, применяемые на основе соответствующих соглашений о перепродаже кредитов или заложенных займов. ЕСЦБ может также осуществлять эмиссию долговых сертификатов, операции по обмену иностранной валюты и привлечение депозитов на ограниченный срок. Возможно также проведение операций на основе стандартных тендеров, срочных тендеров или двусторонних процедур.
В зависимости от цели, повторяемости и принимаемых шагов, операции на открытом рынке, осуществляемые ЕСЦБ, можно подразделить на четыре основные категории:
1. Главные операции рефинансирования играют центральную роль в регулировании процентных ставок, управлении объемом ликвидности на рынке и разъяснении смысла проводимой ЕЦБ кредитно-денежной политики. Именно эти операции обеспечивают основную часть рефинансирования частного сектора.
Отличительные черты главных операций рефинансирования состоят в следующем:
- «работают» лишь в одном направлении, в сторону передачи частному сектору дополнительных ликвидных средств;
- проводятся регулярно, каждую неделю;
- имеют обычно срок погашения, составляющий две недели;
- операции осуществляются децентрализовано, через Национальные центральные банки;
- доступ к ним предоставляется на основе стандартных тендеров;
- все контрагенты, отвечающие общим критериям участия в тендерах, могут представлять заявки на участие в них;
- в качестве залога принимаются активы как первой так и второй категории.
2. Долговременные операции рефинансирования призваны обеспечить требуемый уровень рефинансирования долгосрочных операций. Они не служат средством регулирования процентных ставок и предоставляются на основе текущих рыночных ставок, поэтому обычно проводятся тендеры на основе варьируемых процентных ставок. Лишь при исключительных обстоятельствах ЕСЦБ может проводить тендеры на основе фиксированных процентных ставок. Используя эти операции, ЕСЦБ не намерен оказывать какое-либо давление на денежный рынок, и будет выступать как обычный получатель ссудного процента. Объем этих операций ограничен и относительно невелик.
Отличительные черты долговременных операций рефинансирования:
- служат средством предоставления ликвидности;
- проводятся регулярно, каждый месяц;
- имеют обычно срок погашения, составляющий три месяца;
- осуществляются децентрализовано, через Национальные центральные банки;
- проводятся на основе стандартных тендеров;
- все контрагенты, отвечающие общим критериям участия в тендерах, могут подавать заявки на участие в них;
- в качестве залога, в принципе, могут приниматься активы и первой, и второй категорий. Однако с согласия Совета Управляющих ЕЦБ Национальные центральные банки имеют право накладывать определенные ограничения, касающиеся как размера, так и состава залога.
3. Обратные операции «точной настройки» проводятся с использованием инструмента обратных трансакций (путем проведения дополнительных обратных сделок, продажи и покупки активов на условиях простых форвардных сделок), кроме того, ЕСЦБ может принимать вклады и проводить валютные операции «своп». Цель данных операций – оказать воздействие на положение с ликвидностью на рынке и процентные ставки, в частности, чтобы сгладить влияние неожиданных изменений в объеме ликвидности на рынке на процентные ставки. Потенциальная важность быстрых действий обусловливает стремление ЕСЦБ сохранить высокую степень гибкости в выборе процедур и конкретных форм данного типа операций.
Обратные операции «точной настройки» имеют следующие особенности:
- могут применяться как для предоставления, так и для изъятия ликвидных средств;
- могут быть как регулярными, так и не регулярными;
- имеют срок погашения априори, который не регламентируется;
- операции, имеющие целью предоставление ликвидности, обычно проводятся на основе быстрых тендеров, хотя при этом не исключена и возможность применения двусторонних процедур;
- операции, имеющие целью поглощение ликвидности, как правило, проводятся через двусторонние процедуры;
- обычно осуществляются децентрализованно, через Национальные центральные банки (при исключительных обстоятельствах Совет Управляющих ЕЦБ может принять решение о проведении двусторонних обменных операций непосредственно ЕЦБ);
- ЕСЦБ может отобрать ограниченное число контрагентов для проведения данного типа операций;
- в качестве залога принимаются активы как первой, так и второй категории.
4. Структурные обратные операции относятся к прерогативе ЕСЦБ и осуществляются путем эмиссии долговых сертификатов, обратных сделок, покупки и продажи активов на условиях простого форварда. Эти операции проводятся на открытом рынке с целью корректировки структурного положения ЕСЦБ в отношении частного сектора.
Они характеризуются следующими моментами:
- осуществляются с целью предоставления ликвидности;
- проводятся регулярно или не регулярно;
- имеют срок погашения, который априори не регламентируется;
- проводятся на основе стандартных тендеров;
- осуществляются децентрализованно, через Национальные центральные банки;
- все контрагенты, отвечающие общим критериям, могут подавать заявки на участие в данном типе операций;
- в качестве залога принимаются активы как первой, так и второй категории.
Активы первого класса включают рыночные долговые инструменты, удовлетворяющие общим критериям надежности, установленным ЕЦБ для всей «зоны евро». Активы второго класса – это рыночные и нерыночные долговые инструменты, ценные бумаги и нерыночные финансовые инструменты, критерии надежности которых устанавливаются Национальными центральными банками в соответствии с требованиями ЕЦБ.
С точки зрения надежности при проведении денежной политики различий между инструментами обоих классов нет (за исключением того, что активы второго класса не используются ЕЭВС в простых форвардных сделках). Основная часть активов (75%), используемых в операциях ЕЭВС, представлена правительственными ценными бумагами; на ценные бумаги, выпущенные кредитными учреждениями, приходится 18%, корпоративным сектором – 4%; оставшиеся 3% выпущены национальными центральными банками.
Ставка по первой основной операции рефинансирования была установлена в 3%. В настоящее время (с 11 октября 2000г.) эта величина составляет 4,75%.
Специфические черты имеют и депозитно-ссудные операции ЕСЦБ, которые играют важную роль в регулировании ликвидности банковских институтов. ЕСЦБ предлагает два постоянно действующих вида операций:
- «дополнительные кредитные операции», позволяющие кредитным институтам привлечь предельный кредит овернайт НЦБ с целью достижения необходимого уровня дневной ликвидности против залога собственных активов с заранее установленной процентной ставкой (процентная ставка в этом случае будет максимально возможной для данного рынка однодневных кредитов);
- «депозитные операции», дающие возможность банковским институтам размещать на счетах НЦБ депозиты овернайт с начислением процентов по заранее установленной процентной ставке (следует отметить, что заработать на этом удастся немного – процентная ставка опустится до отметки, минимально возможной для данного рынка).
Данные операции следует рассматривать во взаимосвязи, как единую систему, посредством которой кредитные учреждения могут пополнять свою ликвидность или, напротив, уменьшать ее в краткосрочном плане на условиях овернайт.
Депозитно-ссудные операции ЕЦБ проводятся по инициативе банковских институтов.
При проведении антиинфляционной политики ЕСЦБ опирается и на такой инструмент, как минимальные резервные требования к кредитным учреждениям. Эти требования выполняют две взаимосвязанные функции: стабилизации процентных ставок денежного рынка и оказания влияния на структуру ликвидности банковской системы. Механизм минимальных резервных требований оставляет значительные возможности для регулирования ликвидной позиции банков рыночными методами на ежедневной основе, позволяет проводить краткосрочные арбитражные операции и поддерживать необходимый уровень прибыльности. Это достигается тем, что резервные требования ЕСЦБ к кредитным учреждениям должны быть выполнены исходя из средней за месяц, а не ежедневной позиции. При этом соответствующий месяц начинается с 24-го календарного дня каждого месяца и заканчивается на 23-й день следующего месяца.
Система минимальных резервных требований, функционирующая в странах «зоны евро», опирается на следующие принципы:
Во-первых, резервные требования применяются ко всем кредитным институтам.
Во-вторых, резервное требование к каждому конкретному кредитному институту устанавливается путем применения резервной ставки (в настоящее время – 2%) к обязательствам в формах: 1) депозитов овернайт; 2) депозитов с согласованными сроками погашения или погашаемых при уведомлении со сроком до двух лет; 3) аналогичных в смысле срока погашения долговых ценных бумаг; 4) ценных бумаг денежного рынка.
В-третьих, при установлении суммы резервных требований предусмотрен следующий порядок расчетов. Если кредитное учреждение не в состоянии представить подтверждение по сумме обязательств в форме долговых ценных бумаг со сроком до двух лет и ценных бумаг денежного рынка, разрешается применять стандартный расчет исходя из 10% от суммы вышеуказанных обязательств. При исчислении конечного резервного требования каждый кредитный институт может сделать вычет из полученного по закону результата в размере 100 тысяч евро. На хранящиеся на счетах ЕСЦБ обязательные резервы начисляются проценты на уровне средней ставки для основных операций по рефинансированию, — т. е. в соответствии с рыночными условиями.
В-четвертых, кредитный институт вправе обратиться к Национальному центральному банку страны – члена ЕСЦБ, для которой он является резидентом, за разрешением выполнять резервные требования через посредника.
Проведение ЕСЦБ комплексной антиинфляционной политики позволило обеспечить стабильность цен при переходе к единой валюте. С января по май 1999г. в государствах «зоны евро» темп роста цен на потребительские товары составлял 1% в годовой исчислении, тогда как в США – 2,1%, в Канаде – 1,5%, а в среднем для группы индустриальных стран – 1,2%. Существенное повышение роли операций с ценными бумагами в рамках системы, особенно их активное использование в качестве обеспечения, свидетельствует о том, что при проведении операций первостепенное внимание уделяется надежности. Это создает психологический климат уверенности на денежном и финансовом рынках, что объективно снижает инфляционные ожидания в экономике.
Чем занимается ЕЦБ?
Центрально-Европейский банк выполняет одновременно несколько доминирующих функций:
- Разработка и реализация валютной политики на территории зоны евро.
- Обеспечение, выработка и распоряжение обменными резервами государств из зоны евро официального характера.
- Эмиссия евро.
- Установление процентных ставок.
- Обеспечение ценовой стабильности в европейской зоне.
Индикаторами ЕЦБ выступают индекс цен на товары для потребителей на всей территории ЕС и размер денежной массы, прирост которой в течение года не должен быть более 4,5%.
Цели и задачи ЕСЦБ
Замечание 1
Основной целью ЕСЦБ является поддержание стабильности цен на территории Евросоюза.
Устав ЕСЦБ закрепляет с целью сохранения стабильности цен, в рамках стратегии этой организации должны быть реализованы ключевые экономические направления политики Евросоюза.Для обеспечения ценовой стабильности ЕСЦБ оказывает содействие возникновению финансовых условий, способствующих экономическому росту и созданию рабочих мест.
Поскольку все европейские государства позиционируют себя как социальное государство, каждый публичный институт отвечает, прежде всего, перед гражданами. Европейские центральные банки действуют согласно принципу открытой экономики, имеющей свободную рыночную конкуренцию. Это позволяет более эффективно распределять ресурсы.
Европейские центральные банки реализуют следующие задачи:
- определяют и реализуют валютную политику Европейского Сообщества;
- проводят международные обменные операции;
- владеют и распоряжаются официальными резервами в иностранной валюте всех государств-членов;
- способствуют планомерному функционированию платежной системы.
Основные процентные ставки банка
Функции Европейского Центрального банка охватывают определение и установление процентных ставок. Процентные ставки могут быть трех типов:
- Ставка рефинансирования. Это процентная ставка, которая определяет минимальное значение по заявкам на привлечение материальных средств в тендере, проводимом ЕЦБ.
- Ставка по депозитам. Это процентная ставка, которая является базовой при размещении свободных денежных средств в институтах ЕЦБ. Ставка выступает в роли нижней границы на рынке процентных ставок овернайт.
- Предельная ставка по займам – это ставка, под которую в банках структуры ЕСБ можно получить кредит, который необходим для поддерживания краткосрочной ликвидности. Предельная ставка играет роль верхнего лимита диапазона в рамках рынка процентных ставок овернайт.
Устанавливая данные виды ставок, Центральный Европейский банк формирует спрос или предложение валюты, обеспечивает ее стабильность и контролирует денежные потоки внутри зоны.
Банки-участники [ править ]
ЕСЦБ состоит из Европейского центрального банка и национальных центральных банков всех 27 государств-членов Европейского Союза. В первом разделе следующего списка перечислены государства-члены и их центральные банки, которые образуют Евросистему (плюс ЕЦБ), которые определяют денежно-кредитную политику еврозоны. Во втором разделе перечислены государства-члены и их центральные банки, которые поддерживают разные валюты.
Состояние | Центральный банк | Губернатор [2] | Интернет сайт |
Члены еврозоны (Евросистема) | |||
Еврозона | Европейский центральный банк | Кристин Лагард | [1] |
Австрия | Oesterreichische Nationalbank | Роберт Хольцманн | [2] |
Бельгия | Национальный банк Бельгии | Пьер Вунш | [3] |
Кипр | Центральный банк Кипра | Кристалла Джоркаци | [4] |
Эстония | Банк Эстонии | Ардо Ханссон | [5] |
Финляндия | Суомен Панкки | Эркки Лийканен | [6] |
Франция | Banque de France | Франсуа Вильруа де Гальо | [7] |
Германия | Deutsche Bundesbank | Йенс Вайдманн | [8] |
Греция | Τράπεζα της Ελλάδος (Trapeza tis Ellados) | Яннис Стоурнарас | [9] |
Ирландия | Центральный банк Ирландии | Габриэль Махлуф | [10] |
Италия | Банк Италии | Игнацио Виско | [11] |
Латвия | Latvijas Banka | Илмарс Римшевичс | [12] |
Литва | Lietuvos Bankas | Витас Василяускас | [13] |
Люксембург | Центральный банк Люксембурга | Гастон Райнеш | [14] |
Мальта | Центральный банк Мальты | Йозеф Бонничи | [15] |
Нидерланды | De Nederlandsche Bank | Клаас узел | [16] |
Португалия | Banco de Portugal | Марио Сентено | [17] |
Словакия | Národná banka Slovenska | Петр Казимир | [18] |
Словения | Banka Slovenije | Боштьян Язбек | [19] |
Испания | Banco de España | Пабло Эрнандес де Кос | [20] |
Вне еврозоны (за пределами евросистемы) | |||
Болгария | Болгарский национальный банк | Димитар Радев | [21] |
Хорватия | Хорватский национальный банк | Борис Вуйчич | [22] |
Чехия | Чешский национальный банк | Иржи Руснок | [23] |
Дания | Национальный банк Дании | Ларс Роде | [24] |
Венгрия | Magyar Nemzeti Bank | Дьёрдь Матолчи | [25] |
Польша | Narodowy Bank Polski | Адам Глапиньски | [26] |
Румыния | Национальный банк Румынии | Мугур Константин Исэреску | [27] |
Швеция | Sveriges Riksbank | Стефан Ингвес | [28] |
Общие положения
Центральный Европейский банк является уникальным юридическим образованием, работа которого базируется на международных соглашениях. Уставной капитал учреждения к моменту его создания приравнивался к 5 миллиардам евро. В роли акционеров выступали самые крупные банки Европы. Немецкий «Бундесбанк» внес 18,9% капитала, банк Франции – 14,2%, банк Италии – 12,5%, банк Испании – 8,3%. Остальные ЦБ Европейских государств внесли от 0,1% до 3,9% от первичного уставного капитала. Руководит деятельностью финансового учреждения исполнительный совет, о котором говорилось выше, — во главе его стоит председатель Европейского Центрального банка. Основная особенность финансовой организации – это полная независимость. В тоже время институт обязан каждый год предоставлять отчет о своей деятельности Европарламенту, Европейской комиссии, Совету Европейского союза и Совету Европы.
Политика деятельности
Для реализации своих задач ЕЦБ использует такие инструменты, как стабилизационные займы и залоговые аукционы, валютные операции и сделки на открытых рынках. Самый мощный инструмент регулирования финансового рынка – это ставка Европейского Центрального банка. Работа денежного института базируется на принципах независимости от других государств, а также от органов постановления надгосударственного типа. Работа последнего прежде всего предусматривает отсутствие принуждения при перекрытии внешнего долга и внутреннего. Для принятия решения по каждому определенному постановлению за него должны отдать голос большинство членов управленческого совета. У каждого из них есть всего одна возможность проголосовать. Глава Европейского Центрального банка должен следовать мнению совета. Только после принятия определенного решения к его реализации могут активно привлекаться центральные банки европейских государств.
Функции ЕЦБ
Рассмотрим ключевые функции ЕЦБ.
- Эмиссия евро. Это главная функция Европейского Центрального Банка, ради которой, преимущественно, он и создавался. Евро является официальной валютой 19 стран, входящих в еврозону, а также еще 9 стран — не членов ЕС, из которых 7 территориально располагаются на европейском континенте. Все решения по эмиссии евро принимает исключительно ЕЦБ, а вот саму эмиссию уже потом могут осуществлять и Центральные банки стран зоны Евро.
- Ведение денежно-кредитной политики в еврозоне. Европейский Центральный Банк имеет в своем распоряжении все ключевые инструменты для регулирования финансовых рынков: учетная ставка, норма резервирования, операции с ценными бумагами и т.д. Вся денежно-кредитная политика, касающаяся стран еврозоны, находится в компетенции ЕЦБ.
- Управление ЗВР Евросоюза. В Европейском Центральном Банке сосредоточены золотовалютные резервы ЕС, и он принимает решения об их расходовании или пополнении.
- Поддержание приемлемого уровня инфляции в еврозоне. Эта функция ЕЦБ тоже считается ключевой. Европейский Центральный Банк отвечает за то, чтобы рост потребительских цен в еврозоне не превышал 2%, но при этом не допускалась бы дефляция.
Полномочия ЕЦБ и национальных центральных банков
ЕЦБ при совместных усилиях с ЦБ государств-участников объединения, имеет право на формирование отношений с ЦБ других государств, а при необходимости и с организациями международного типа. Открыты возможности для приобретения, продажи и форварда любых типов активов, в том числе банковских металлов. В понятие «валютные активы» входят ценные бумаги в любой валюте и в любых единицах расчета. Допускается владение и управление активами. ЕЦБ проводит широкий спектр банковских организаций любого типа, в качестве партнеров по которым могут выступать международные организации, представители третьей стороны. Партнерские отношения могут предусматривать заемные и кредитные операции. Помимо основных функций, о которых говорилось выше, Европейский банк при сотрудничестве с ЦБ стран Европы может проводить операции с административным предназначением, а также действовать в интересах участников правления. Важным этапом в постановлении деятельности банка можно назвать формирование Европейской валютной системы, которая начала свое существование в 1979 году.
Европейская валютная система в рамках ЕЦБ
Ставка рефинансирования Европейского Центрального банка – это не единственное, что влияет на Европейскую валютную систему. ЕВС и сама по себе имеет ряд определенных задач. Можно говорить о следующих направлениях:
- Обеспечение валютной стабильности в пределах ЕС.
- Максимальное упрощение процессов конвергенции при активном экономическом развитии.
- В условиях стабильности валютная система обеспечивает стратегию роста.
- Стабильная систематизация валютных и экономических взаимоотношений международного характера.
Именно благодаря внедрению в оборот такой денежной единицы, как ЭКЮ, государства Европейского Союза успешно справились с кризисом 80-х годов. После победы над процессом инфляции были сняты ограничения на проведение текущих финансовых операций. Начиная с 1990 года активирован режим свободного течения капиталов. Изначально целью ЕС было обеспечение оптимальных условий для перемещения товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. ЕЦБ создавался с целью стимулировать внедрение общей валюты, единого гражданства. Его работа еще на стадии планирования должна была помочь формированию организационного и правового механизмов по согласованию не только внешней политики, но и политики безопасности каждого государства-участника.
Современное состояние банковской системы ЕС
Кризис 2008-2010 года обнажил многие проблемы, существующие в финансовом секторе Евросоюза. Так самой заметной из них стал бюджетный дефицит. Некоторые страны – члены ЕС плохо управляли своими финансами, а существующих норм оказалось недостаточно, чтобы препятствовать их расточительности. Особенно ярко это проявилось в греческом кризисе 2010 года. Банки, владевшие греческими долгами, могли стать неплатежеспособными и утащить за собой на дно всю экономику. После этого по примеру США Евросоюз провёл ряд стресс-тестов, охвативших 91 крупнейший банк. Согласно совместному заявлению ЕК и ЕЦБ, результаты испытаний демонстрируют общую устойчивость банковской системы к негативным макроэкономическим и финансовым потрясениям, и являются важным шагом вперед в процессе восстановления доверия к рынку. Ранее стало известно, что данное испытание не прошли 7 банков из 91. Согласно рекомендациям ЕЦБ им следует сначала попытаться укрепить свою капитальную базу через частный сектор, а в случае необходимости прибегнуть к помощи правительств, соблюдая при этом правила ЕС, касающиеся механизмов оказания государственной помощи.
Таким образом, можно заключить, что банковская система ЕС является весьма устойчивым финансово-кредитным институтом Европы, обеспечивающим стабильное развитие региона.